В современной школе уже достаточно подробно и полно разобрана проблема формирования культуры природолюбия. Человек на всем своем жизненном пути развивается, взаимодействуя с окружающей природой. Развитие его чувств и ума соответствуют тому, как развиты его отношения с природой. Из- за этого очень важно воспитание природолюбия на начальном этапе школьного образования.
Тюмасева З.И. отмечает, что у детей на начальном этапе школьного образования формируется желание к взаимодействию с природой. Это желание сопровождается эмоциональным взаимоотношением с природой, чувством восторженности и удивления, осознанием того что они сами являются носителями экологической культуры, а также возможностью показать интеллектуальный уровень ознакомленности с природой, уровень эрудиции и способность применить полученные знания в различных ситуациях [2].
Процесс обучения включает в себя три главных компонента: «знания-отношения-поведение». Но для младших школьников более актуальны эмоциональные переживания возникающие в ходе общения с каким-либо объектом природы.
Предметы «естествознание» и «природоведение» играют главную роль в развитии природолюбия у детей младших классов, изучая эти предметы полученные знания об окружающем мире должны стать основополагающими.
Природолюбие проявляет себя в бережном, ответственном отношении к природе, к окружающей среде жизнедеятельности человека.
Доктор философских наук Л.П. Печко считает, что природолюбие несет в себе познавательную деятельность учеников по изучению и освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику материальных ценностей [1].
Успех этой деятельности заключается в развитии нравственных качеств личности по отношению к природе на основе умения принимать альтернативные решения.
Культура природолюбия несет в себе:
интерес к природе;
знания по защите природы;
нравственные и эстетические чувства к природе;
полезная деятельность в природе;
мотивы, способствующие поступкам детей в природе.
Природолюбие должно воспитываться в системе непрерывного экологического образования, неотъемлемыми частями, оказывающими большое влияние на ученика младших классов, являются: его семья, детские дошкольные учреждения, школа и внешкольные занятия, средства массовой информации, саморазвитие.
Большую роль в воспитании природолюбия младшего школьника играет школа, дающая начальный толчок в формировании экологической культуры, включающий в себя два вида деятельности: учебную и внеучебную.
Задачей экологического образования и воспитания являтся формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, что в свою очередь способствует более ответственному отношению школьников к окружающей природе и развитию культуры природолюбия.
При создании плана современного урока с направленностью на формирование культуры природолюбия необходимо использовать целевые установки, такие как:
формирование единого представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
развитие способности восприятия окружающего мира с помощью органов чувств;
целенаправленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
обучение детей младших классов способам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда воспитательных задач:
формирование необходимости общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
формирование убеждений в необходимости оберегания природы, заботы о своем здоровье и здоровье других людей как общественной ценности;
потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей [3].
Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включают в себя:
- Системы научных знаний о единстве человека, общества и природолюбия как материальной основы научно-технического прогресса.
- Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических ориентаций.
- Умение использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей среде в реальном поведении.
-. Умение применять знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной практической деятельности [1].
Практическая деятельность – это конечный результат в формировании отношений человека с окружающей средой.
Необходимо учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: необходимо показывать и объяснять детям, что и как правильно им делать. Например, как собирать грибы и ягоды, заготовить лекарственные травы, как и чем лучше подкармливать птиц зимой, как соблюдать правила личной гигиены при уходе за домашними питомцами.
В программу экологического образования на начальном этапе обучения необходимо включить материалы из разных разделов экологии. В программе обучения должны быть изучены возможные места обитания различных живых организмов, их жизнедеятельность и возможные связи с человеком. Так же необходимо изучать жизнедеятельность человека в обществе и взаимоотношение с окружающей средой.
Гуманитарные предметы такие как: чтение, рисование, пение оказывают большое влияние на формирование культуры природолюбия у детей младших классов, это объясняется тем, что у них особое восприятие ярких цветов, эмоциональных слов, музыкальных звуков. Так же они положительно сказываются на развитии полноценного общения детей с природой, на способности творческого выражения своего отношения к природе при помощи искусства [4].
Но не следует забывать и о трудовом обучении, оно помогает расширить рамки знаний детей о практической роли природных ресурсов в жизнедеятельности человека, о всевозможных видах трудовой деятельности и в целом о важной роли труда в жизни человека. С помощью трудового обучения формируется способность бережного обращения с предметами и объектами природы.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что существует достаточно возможностей для формирования и развития у детей младших классов природолюбия на предметах гуманитарного цикла.
Способность педагога грамотно использовать заложенные в школьную программу материалы о экологическом воспитании позволит показать высокий уровень эффективности в процессе обучения.
Литература
Зотов В.В. Что такое природолюбие? Природолюбие без границ / В.В. Зотов, В.А. Исаев, А.В. Рыженков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061107113415.pdf
Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.
Ясько, Н.А. Формирование культуры природолюбия как приоритетное направление экологического образования / Н.А. Ясько // Пути и методысохранения природы и окружающей среды северных регионов: сб. материалов. – М.: Издание Совета Федерации, 2006. – С. 45-48.
12. Ясько, Н.А. Уроки природолюбия в начальной школе / Н.А. Ясько // Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивогоразвития: информационные материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (в рамках IV международной акции «Спасти и сохранить»). – Ханты-Мансийск: ООО РИФ «Солярис», 2006. – С. 153-156.