ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Невская А.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание духовно-нравственной личности приобретает в современном обществе особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной его поляризации, снижением уровня нравственных барьеров и другими причинами [5].

В этой связи Е.Н. Кондрашова, А.О. Шестова отмечают, что особую значимость приобретает работа по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания школьников, которое ведет к высшему уровню социальной духовности: толерантности, гражданственности, патриотизму [5].

Всесторонне исследуется проблема патриотического воспитания Е.А. Ануфриевым, Л.И. Божович, В.А. Черным и др. Современными исследователями данного направления являются Е.В. Григорьева, Е.Н. Кондрашова, З.И. Тюмасева, А.В. Усова и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание нынешнего поколения – одна из актуальных задач современного мира. Воспитание ответственного гражданина и патриота своей Родины – одна из значимых составляющих воспитания человека. И. А. Агапова под гражданско-патриотическим воспитанием понимает целенаправленный процесс, направленный на формирование социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Человек-патриот стремится знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни своего Отечества и приносить ему пользу [4].

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, своему народу с раннего детства. Поэтому основы гражданско-патриотического воспитания должны закладываться в семье. Именно семья должна начинать прививать ребёнку любовь, уважение и интерес к Родине, к своему родному краю. Патриотическое воспитание позволяет с раннего возраста сформировать положительное отношение детей к своей стране. Это поможет вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны. Любовь к Родине начинается с любви к своему родному дому, где он вырос, к членам своей семьи. Именно по отношению к месту, где ребёнок растёт и воспитывается, у него складывается отношения к своей стране в целом. Именно родители начинают формировать в ребёнке гармонично развивающуюся личность [6].

С приходом ребёнка в школу большая роль в воспитании младших школьников отводится учителю. Младший школьный возраст – это самый благоприятный возраст для воспитания в учащихся интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления с общественной жизнью. Именно в школе ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, своей страны. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней у младших школьников приходит осознание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Задачей учителя является воспитать и поддержать гражданско-патриотическое отношение младших школьников к Отечеству в образовательном процессе. Педагог должен помочь младшим школьникам осознать свое место в истории своего народа, своей страны, а также привлечь их к общественно полезной деятельности, в которой дети будут расти как граждане и патриоты.

Задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников:

  • воспитывать чувство самоуважения через добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;

  • формировать представление об окружающем мире человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;

  • воспитывать любовь к Родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее [1].

Учитель в образовательном процессе формирует у детей интерес к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям народа. Организуя гражданско-патриотическое воспитание, учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников. Дети в этом возрасте имеют наглядно-образное мышление, поэтому жизнь страны необходимо освещать конкретными фактами, событиями и явлениями, наглядными примерами. Чтобы учащиеся прониклись и заинтересовались историей своей страны, информацию необходимо преподносить красочно и эмоционально. Если ребёнок эмоционально не пережил то, о чём рассказывает учитель, то услышанное не останется в его душе.

Воспитание любви к родному языку невозможно представить без хороших книг. С первых дней пребывания в школе необходима постоянная работа с книгами. Для этого можно использовать выразительное чтение, обсуждение прочитанных книг, организовывать выставку понравившихся произведений, устраивать тематические вечера в библиотеках. Для гражданско-патриотического воспитания младших школьников большую роль играет правильно подобранная литература. Учащихся необходимо побуждать к прочтению книг о героях, которые совершали подвиги как в годы войны, так и в мирное время; о людях, которые своим самоотверженным трудом доказывали, что нет предела совершенству.

Жизнь младшего школьника неотделима от природного окружения, которое также является элементом воспитывающей среды. Наблюдения за природными объектами и явлениями, оценка их качества и воздействия на окружающую среду – всё это должно заставлять задуматься младших школьников об экологических проблемах своего края, своей страны [2].

Неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания является активная деятельность младших школьников. Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях, демонстрациях, шествиях, к которым нужно привлекать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности.

В социальной деятельности учитель должен направлять младших школьников на понимание общественных ценностей, воспитание активной гражданской позиции и самосознания. Учащиеся знакомятся с жизнью своей страны, современным положением, государственным устройством.

В правовой деятельности учитель знакомит детей с гражданскими правами и обязанностями, с общепринятыми нормами поведения в обществе, учит уважать права других людей.

В познавательной деятельности у младших школьников формируется патриотическое сознание. Учащиеся знакомятся с историей своей Родины. Учитель должен знакомить учащихся с выдающимися личностями: общественными деятелями, героями, писателями, художниками, музыкантами, спортсменами и др. Младшие школьники таким образом изучают духовное наследие своего народа. Образ яркой, неординарной личности привлекает детей. Такая личность будет служить младшему школьнику лучшим примером патриотизма.

В трудовой деятельности труд детей должен идти на пользу обществу, а самое главное – приносить радость себе и окружающим людям. Задача педагога заключается в убеждении учащихся в том, что помогать окружающим нужно бескорыстно. Труд для младших школьников должен заключаться в домашних обязанностях, в оказании необходимой помощи учителю, в изготовлении поделок и игрушек, во внесении посильной пользы в экологическую обстановку в виде субботников на пришкольном участке и высадке деревьев, кустарников и цветов.

Художественная деятельность привлекает внимание детей к культуре своего народа, его обычаям, традициям, фольклору. Младшие школьники изучают песенную, музыкальную, изобразительную, танцевальную, народную культуру. Также желательно занимать детей различными видами искусств на практике: танцевальные кружки, хор, художественные школы, театральное искусство и др.

Физическая деятельность на практике осуществляется в физкультурно-спортивной деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы младшие школьники бережно относились к своему здоровью и вели здоровый образ жизни. Физкультурно-спортивная деятельность может состоять из мероприятий, таких как День здоровья, весёлые старты, ежедневная утренняя зарядка, школьные спартакиады, эстафеты и др. [3].

Гражданско-патриотическое воспитание происходит как на классных уроках, так и во внеурочное время. В учебном процессе можно использовать такие методы по гражданско-патриотическому воспитанию, как беседа, классный час, информационный час, игры, во внеурочное время можно проводить экскурсии, праздники.

Таким образом, при совокупности использования всех вышеперечисленных мероприятий и принятии участия в различных видах деятельности, направленных на формирование гражданско-патриотического воспитания, из младших школьников должны вырасти достойные люди, граждане и патриоты своего Отечества.

Список используемой литературы:

1. Агапова, И. А., Давыдова, М. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А.Давыдова – М., Айрис-пресс, 2002. – 224 с.

2. Алгазин, Д. А. Воспитание юных патриотов: пособие для учителей: из опыта работы / Д. А. Алгазин – М.: Просвещение, 1979. – 127 с.

3. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов: книга для учителя / А. А. Аронов – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н. И. Болдырев // М.: Педагогика, 1979. – 224с.

5. Кондрашова, Е.Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе реализации ФГОС НОО: учеб. пособие / Е.Н. Кондрашова, А.О. Шестова. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 78 с.

6. Маллаев, Д. М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье: монография / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, З. З. Гасанова ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – М.: Академия, 2008. – 144 с.

Просмотров работы: 802