ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ САМООЦЕНКИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ САМООЦЕНКИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Юхкевич К.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования у младших школьников самооценки как качества личности в процессе образования является одной из актуальных проблем на современном этапе.

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъектной учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Исследования самооценки были проведены еще в 30-х годах XX века. К. Левин положил начало работам в области самооценки. В отечественной психологии проблеме самооценки посвящено немало исследований. В работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной, С. Л. Рубинштейна в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности.

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. Формирование самооценки начинается с самого раннего детства, и от правильности её формирования напрямую зависит осознания человеком себя как личность, как части общества. Самооценка оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать правильный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Итак, формировать самооценку у ребенка нужно с самого раннего детства. Это большая и тяжелая работа родителей и педагогов. Рассмотрим проблему формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Эта проблема очень актуальна, так как ребенок больше всего времени проводит именно в школе. Именно здесь он активно общается, занимается учебно-познавательной деятельностью, в процессе которой достигает успехов или наоборот переживает неудачи. И работа учителя, как настоящего профессионала в своем деле, очень важна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, устойчивое, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе [3].

В начале младшего школьного возраста ребенок переживает стресс, переходит с детского сада в школу. У ребенка резко меняется вид деятельности, окружение и предъявляемые к нему требования. В процессе адаптации ребенка к школе, конечно же, будет страдать его самооценка. И вот именно тогда ему необходима помощь родителей и учителя.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной. Успешность или не успешность ребенка в учебной деятельности оказывает сильнейшее влияние на его личностное развитие, а в частности на его самооценку. По утверждению Ф. В. Костылёва [4], на протяжении школьного обучения в начальных классах, смысл отметки для ребёнка напрямую связан с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Оценка учителем работы ученика воспринимается им, как оценка его личности. Оценка, выставленная учителем, влияет на отношения к ребенку сверстников и близких. Следовательно, оказывается сильное влияние на формирование самооценки ребенка. Успешно справляющиеся с учебной работой дети, пользуются симпатией учителя, следовательно, к ним хорошо относятся одноклассники, и нет проблем с родителями. Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают адекватную самооценку.

У неуспевающих или слабоуспевающих учеников ситуация менее благоприятная. Не пользуясь уважением учителя, они не могут рассчитывать и на признание со стороны сверстников. У плохо успевающих детей часто складывается низкая самооценка.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. По мнению Д. Б. Эльконина [7], уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Поэтому самооценка играет важную роль для младших школьников, потому что она является ключевым фактором во всех отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. Важные особенности младшего школьного возраста наиболее глубоко и содержательно представлены в работах Д. Б. Эльконина [7].

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Итак, в формирование самооценки младшего школьника в процессе образования огромную роль выполняют оценочные суждения учителя. Как отмечает А. И. Липкина, что в зависимости от характера самооценки ее адекватности, устойчивости у младших школьников возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, то есть определенные черты характера [5]. С детьми, у которых проблемы с самооценкой учитель начинает постепенную работу. Например, самый эффективный способ поднятия самооценки ребенка - это похвала. Нужно всегда, в любой работе, выполненной ребенком, искать положительное, то, за что можно похвалить его. Ребенок не может все время все делать плохо и неправильно. Все равно что-то у него будет получаться. Именно это нужно искать в каждой его работе.

Эффективным способом правильной корректировки самооценки, на наш взгляд, является способ оценивания по шкале Г.А Цукермана [8]. Ребенок сначала сам оценивает свою работу по школе, а потом учитель оценивает работу ученика и ставит свою отметку на шкале, если он согласен с учеником, то он обводит отметку ребенка. Это означает, что у ребенка адекватная самооценка. Если учитель не согласен с ребенком, он делает свою отметку на шкале, там, где считает правильным. Таким образом, формируется правильная самооценка у ребенка.

Есть множество способов правильно скорректировать самооценку младшего школьника. И эта работа не только педагога, но и родителей. Ведь авторитет родителей в лице ребенка выше, чем учителя. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку самых близких людей. Без этого у него не будет ничего получаться. Ребенку важно мнения окружающих о том, что он делает, хорошо ли у него получается.

Т. В. Архиреева отмечает, что самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности [1]. А в психологии самооценка – эторезультат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие [6].

Мы под самооценкой будем понимать сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности, важнейшим источником развития которой является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам.

Литература

  1. Архиреева, Т. В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста / Т. В. Архиреева. – М.: Педагогика, 2000. – 145 с.

  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: «Просвещение», 1978. – 464 с.

  3. Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224с.

  4. Костылёв, Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя / Ф.В. Костылев. – М.: Владос, 2005. – 104 с.

  5. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1980. – 168 с.

  6. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер, 2003. – 1096 с.

  7. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

  8. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. 113 с.

Просмотров работы: 1318