РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Замалеева А.Р. 1, Кондрашова Е.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Творческие способности играют важную роль в жизни каждого человека. Сегодня ценятся люди активные, инициативные, творческие, готовые найти новые подходы к решению задач и быть полезными обществу. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности А. Н. Лук [2]. В ситуации непрерывной гонки за количеством и качеством знаний не приходится говорить о развитии творческого потенциала детей, требующего вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия обучения, воспитания, творчества.

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей. Б. М. Теплов связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, а А. Н. Леонтьев относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшим» человеческими функциям.

В русском языке понятие «способность» рассматривается как природная одаренность, талантливость [5].

В педагогике способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности [6].

Под способностями в психологии понимаются двигательные и индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка [1]. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена своеобразным сочетанием способностей, которое характеризует личность. Способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого. В психолого-педагогической литературе различают такие способности, как: специальные и общие, теоретические и практические, учебные и творческие и способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно-деятельностные, или предметно-познавательные [7].

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Важный этап происходит в начальной школе, потому что в этот период человек закладывает «фундамент» для дальнейшего развития своих способностей [8].

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового. Е. Л. Яковлева [9] понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В русском языке, творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей [5]. Можно сказать, что творчество это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, которые обладают новизной и общественной значимостью, следовательно в результате творчества создается что-то новое.

К творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности.

Рассмотрим более подробно творческие способности.

А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [2]. Учитель, стремящийся к развитию творческих способностей учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, и выделяют следующие компоненты творческих способностей младших школьников:

  • творческое мышление,

  • творческое воображение,

  • применение методов организации творческой деятельности.

Учитель, стремящийся к развитию творческих способностей учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых идей. Этому способствуют:

Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки: вера в силы и возможности учеников, поощрение и стимулирование, безусловное принятие каждого учащегося, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.

Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Корректная педагогическая помощь ребенку. Помощь взрослых должна быть ненавязчивая, доброжелательная. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Ребенок сам может додуматься и сделать.

Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве, что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

Межпредметность. В процессе решения творческих задач, ученики используют знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

Создание ситуации успеха. Творческие задания должны даваться всему классу. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

Самостоятельность выполнения творческого задания, требует максимального напряжения сил, способствует раскрытию новых возможностей детей. Такие задания стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

Творческие задания должны быть разнообразны, по содержанию, формам и по степени сложности.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей [3; 4].

Итак, развитие у детей творческих способностей в образовательной деятельности проявляется в повышении уровня самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А также, младшие школьники налаживают общение друг с другом в процессе групповой творческой деятельности, дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых на разных уровнях.

Учитель, развивающий творческие способности младших школьников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала учащихся.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- М.: 2003. - 672 с.

  2. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008. – 336 с.

  3. Маланьина, Н. А. Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/620919/.

  4. Макарова, Е. В. Развитие творческих способностей детей в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.niro.nnov.ru/?id=822#1.

  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : АЗЪ, 1993. – 928 с.

  6. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001. – 928с.

  7. Столяренко, Л.Д. Основы педагогики и психологии: Учебное пособие для СПО / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Изд. «Проспект», 2016. – 464 с.

  8. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академик», 2004. – 384 с.

  9. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева, Д. И. Фельдштейн. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 1997. – 224 с.

Просмотров работы: 875