Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей. Б. М. Теплов связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, а А. Н. Леонтьев относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшим» человеческими функциям.
В русском языке понятие «способность» рассматривается как природная одаренность, талантливость [5].
В педагогике способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности [6].
Под способностями в психологии понимаются двигательные и индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка [1]. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена своеобразным сочетанием способностей, которое характеризует личность. Способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого. В психолого-педагогической литературе различают такие способности, как: специальные и общие, теоретические и практические, учебные и творческие и способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно-деятельностные, или предметно-познавательные [7].
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Важный этап происходит в начальной школе, потому что в этот период человек закладывает «фундамент» для дальнейшего развития своих способностей [8].
Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового. Е. Л. Яковлева [9] понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В русском языке, творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей [5]. Можно сказать, что творчество это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, которые обладают новизной и общественной значимостью, следовательно в результате творчества создается что-то новое.
К творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности.
Рассмотрим более подробно творческие способности.
А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [2]. Учитель, стремящийся к развитию творческих способностей учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Развитие творческих способностей является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, и выделяют следующие компоненты творческих способностей младших школьников:
творческое мышление,
творческое воображение,
применение методов организации творческой деятельности.
Учитель, стремящийся к развитию творческих способностей учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых идей. Этому способствуют:
Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки: вера в силы и возможности учеников, поощрение и стимулирование, безусловное принятие каждого учащегося, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.
Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Корректная педагогическая помощь ребенку. Помощь взрослых должна быть ненавязчивая, доброжелательная. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Ребенок сам может додуматься и сделать.
Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве, что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
Межпредметность. В процессе решения творческих задач, ученики используют знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
Создание ситуации успеха. Творческие задания должны даваться всему классу. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
Самостоятельность выполнения творческого задания, требует максимального напряжения сил, способствует раскрытию новых возможностей детей. Такие задания стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
Творческие задания должны быть разнообразны, по содержанию, формам и по степени сложности.
Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей [3; 4].
Итак, развитие у детей творческих способностей в образовательной деятельности проявляется в повышении уровня самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А также, младшие школьники налаживают общение друг с другом в процессе групповой творческой деятельности, дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых на разных уровнях.
Учитель, развивающий творческие способности младших школьников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала учащихся.
Литература
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- М.: 2003. - 672 с.
Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008. – 336 с.
Маланьина, Н. А. Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/620919/.
Макарова, Е. В. Развитие творческих способностей детей в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.niro.nnov.ru/?id=822#1.
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : АЗЪ, 1993. – 928 с.
Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001. – 928с.
Столяренко, Л.Д. Основы педагогики и психологии: Учебное пособие для СПО / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Изд. «Проспект», 2016. – 464 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академик», 2004. – 384 с.
Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева, Д. И. Фельдштейн. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 1997. – 224 с.