МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

Жихарев А.Н. 1
1Филиал Южного Федерального Университета в г.Новошахтинке, Ростовская область, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Без знания психологических основ личности человека невозможно воспитать спортсмена. Для воспитания личностных качеств, спорт является хорошим средством, чтобы в процессе тренировки выполняемые спортсменом действия стали устойчивыми, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым спортсмен в экстремальных условиях соревнований проявляет бойцовские характер и способен без длительных размышлений и колебаний совершать поступки.

Вопрос о том, каким образом во время соревнований заставить спортсмена мобилизовать свои силы, работать с особым напряжением, вызвать стремление выиграть у соперников, показать хороший результат, принести победу своей команде является достаточно актуальным. Знание тренерами и преподавателями физического воспитания различных методик изучения личности спортсмена позволит им предвидеть в каком виде спорта такой человек смог бы показать хорошие результаты, как он будет вести себя в различных стрессовых ситуациях и как настроить его на победу.

При этом ученые указывают на несовершенство самой психологической науки, которая не имеет еще достаточно точных методик для определения достоверных данных для прогнозирования спортивных побед спортсмена в соревнованиях. Путем тестирования можно определить возможное состояние спортсмена. Но любой спортсмен, это, прежде всего, человек, эмоциональные факторы характера зависят от различных причин. Например, спортсмены высокого класса могут так настроится на победу, что могут впасть в крайность, подчинить спортивному успеху все остальное. Победа, связанный с ней успех, становятся желанными, не всякий может выдержать их психологическое давление. Актуально было бы совершенствование психологических знаний, помогло бы понять, контролировать, предсказывать различные психические проявления, вызванные внешними соревновательными ситуациями.

Целью данной работы является исследование психологических методик изучения личности спортсмена.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.

  2. Рассмотреть различные методики по изучению личности спортсмена.

  3. Установить направления применения психодиагностических методик в спорте.

Значимость методов изучения личности спортсмена определяется необходимостью достижения высоких показателей в различных видах спорта.

1 МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

Психодиагностика направлена на изучение свойств личности и индивидуальные особенности их проявлений. Основным из методов изучения личности является тестирование, которое может проводиться индивидуально и в группах. Основное назначения тестирования отбор спортсменов и комплектование спортивных команд.

Доктор психологических и медицинских наук профессор К.К. Платонов разработал «карту личности», содержащую описание структурных характеристик личности, биографических данных, сведения о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Рассмотрим ее подробнее.

Карта личности (по К.К.Платонову)

Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « »______200 г.

Фамилия,И.О._____________Группа______________________

Возраст__________________Образование__________________

Специальность___________________________________

Состояние здоровья

Отношение к своему здоровью

Жизненные обстоятельства:

1. Работа

2. Семья

3. Материальные условия

Д. Дополнительные данные

1.

2.

3.

4.

С. Проявление способностей:

1.Психомоторные

2.Музыкальные

3.Вокальные

4.Артистические

5.Художественные

6.Технические

7.Математические

8.Литературные

9.Педагогические

10.Организаторские

11. Нравственные

12.Правовые

Прочие наиболее отчетливо выраженные способности

X. Черты характера:

1. Принципиальность

2. Коллективизм

3. Оптимизм

Прочие наиболее отчетливо выраженные черты характера

Структура личности

1. Социально-обусловленная подструктура

1. Общая направленность:

а) уровень

б) широта

в) интенсивность

г) устойчивость

д) действенность

2. Профессиональная направленность

3. Атеистическая направленность

4. Отношение:

а) к труду

б) к людям

в) к себе

2. Подструктура опыта

1. Профессиональная подготовленность

2. Культура:

а) психомоторная

б) музыкальная

в) театральная

г) художественная

д) литературная

е) повседневная

3. Биологически обусловленная подструктура

1. Темперамент:

а) сила

б) подвижность

в) уравновешенность

2. Патологические изменения личности

4. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

1.Эмоциональная возбудимость

2.Эмоционально-моторная устойчивость

3.Стеничность эмоций

4.Внимательность

5.Критичность мышления

6.Продуктивность памяти

7.Сообразительность

8.Творческое воображение

9. Воля:

а) самообладание

б) целеустремленность

в) инициативность

г) настойчивость

д) решительность

10. Дисциплинированность

Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.

Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:

5 - названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;

4 - заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;

3 - она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;

2 - заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1 - противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, так как стала чертой характера;

0 - если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

  • раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;

  • остается без изменения;

  • раньше была более свойственна, ухудшается.

Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.

Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.

Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.

Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых дается характеристика функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов. [2; с.142].

Карта личности заполняется на основе самооценки или на основе оценки нескольких человек, то есть метода обобщения независимых характеристик (МОНХ). Выставляется обобщенный балл в итоговой карте. Анализируя общую систему личности, Платонов К.К. определил: биологические (темперамент, задатки, инстинкты), социально-обусловленные (направленность, моральные качества), опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений), индивидуальные особенности различных психических процессов. Характер человека приобретает социальную направленность: трудолюбие, ответственность, патриотизм, отзывчивость, уважение, дружба и т.д.

2 ТЕСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Анализ индивидуальных черт личности, многократное проведение процедур тестирования позволяют наблюдать динамику психических процессов, осуществлять коррекцию учебно-тренировочного процесса.

Спортсмены выступают на соревнованиях в определенное время в определенном месте. Важное значение здесь имеет подготовка и физические качества. Но здесь может сыграть большую роль временно эмоциональный тон, который может быть вызван ситуацией, специальным воздействием тренеров, собственными усилиями спортсмена. Кроме того, на соревнованиях эмоциональное состояние спортсмена может быть связанно с волнением, тревогой, переживаниями. Это может сказаться на результатах. В руках компетентного специалиста могут оказаться методики, с помощью которых измеряется кратковременное состояние ситуативной тревоги. Оценку всевозможных страхов, отношение к карьере и к самому себе можно провести с помощью мотивационного теста Кэттелла. Данный тест включает оценку страхов, отношение к карьере и себе. Шестнадцатифакторный опросник Кэттелла (16PF) пользуется широкой популярностью среди психологов, изучающих психику спортсменов.

В данном тесте проверяются следующие черты: сдержанный – общительный; мышление конкретное – абстрактное; напористый – уступчивый; серьезный – беспечный; жесткий – мягкий; доверчивый – подозрительный; практичный – с богатым воображением; прямолинейный – гибкий; склонный к новаторству – консервативный; напряженный – спокойный; эмоционально неустойчивый – устойчивый; совестливый – практичный; рискованный – робкий; спокойный – беспокойный; самостоятельный – зависимый от группы; спонтанный – контролирующий себя. Результаты, полученные в результате данного теста, наиболее надежны.

Приведем примеры использования теста Кэттелла. Все причины спортивных поражений и побед психологические. Твердость характера это одна из личностных характеристик спортсмена высокого класса. Для спортсмена, наделенного таким качеством, по мнению Кэттелла, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в действиях, мыслях, критичность в оценки себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами, умение не показывать тревоги в различных ситуациях. На другом конце шкалы находится спортсмен с характером, который не вполне созревший эмоционально, нетерпеливый, чувствительный, тревожный. Черта личности, которая будет определена по данному тесту Кэттелла, является критерием оценки спортивного потенциала, как спортсмена твердого характера, способного работать с полной отдачей. По тестируемым чертам напористый, устойчивый, рискованный спортсмен кажется наиболее важным для работы в команде. Но, однако, спортсмен – мягкий, совестливый, робкий, спокойный, но в то же время обладающий незаурядными физическими качествами тоже может добиться высоких спортивных результатов. Однако успех в спорте во многом зависит от правильно построенных тренером и товарищами по команде отношений с такими спортсменами.

Другим примером использования теста Кэттелла является шкала для оценки интеллектуального фактора. В результате наблюдения и анализа по данной методике за представителями различных видов спорта: гонщиками, пловцами, футболистами и другими. Установлено, что там, где требуется детальный анализ действий, что лучше результаты покажут те спортсмены, у которых более высокий интеллектуальный уровень. Спортсмены такого высокого класса постоянно стремятся лучше разобраться в физических, психологических и социальных аспектах своего вида спорта. Не очень широко применяется при работе со спортсменами личностная шкала Компри, но она содержит некоторые пункты, благодаря которым ее тоже можно использовать. Шкала позволяет выявить следующие параметры личности: эмоциональная устойчивость – нейротизм, доверчивость – самозащита, аккуратность – отсутствие самопринуждения, мужественность – женственность, экстраверсия – интроверсия, эмпатия – эгоцентризм. Можно предположить, что спортсмен высокого класса имеет более высокие показатели по аккуратности, доверчивости и эмоциональной устойчивости, может быть более выражена мужественность, экстраверсия. В индивидуальных видах спорта спортсмены могут иметь более высокие показатели по эгоцентризму. [5; с.87-89]

Личностный опросник Айзенка модель личностной шкалы. Ценность опросника заключаются в возможности диагностирования индивидов с выраженными невротическими тенденциями, а не в точном выявлении личностных параметров. Ранее использовалась шкала Эдварда, позволяющая определить показатели для оценки стремления к достижению цели, уважению, порядку, независимости, выносливости, проявлению интереса к противоположному полу, агрессивности. Но в настоящее время данная шкала используется как инструмент для научных исследований.

Среди психологов-экспериментаторов получила широкое распространение шкала тревожности Тэйлора. Используется она для оценки «выраженной тревожности», то есть общего уровня страха или мрачного предчувствия. Валидность шкалы проверялась сопоставлением ответов испытуемых с выраженными психотическими тенденциями и в контрольной группе, нормальных индивидов. Очень часто данную шкалу применяют врачи, работающие со спортсменами. Шкала Тейлора для различных уровней тревожности используется при тестировании спортсменов до и после соревнований. Данная шкала дает положительные результаты при проведении опроса и обоснованной интерпретации.

Еще одна шкала личностной и реактивной тревожности разработана Ч.Спилбергером. Эта шкала имеет большие потенциальные возможности, может оказать существенную помощь при анализе эмоционального состояния тревожности. IPAT шкала тревожности, позволяющая получить шесть показателей: обшей тревожности, силы своего «Я», наличия параноидных тенденций, склонности к самообвинению, психомоторной напряженности и развития самосознания. Тест применяется как шкала самооценки, в результате получают то, что называют общим уровнем «свободной тревожности».

3 ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ

В проективных тестах используется следующая идея: человек воспринимает увиденное в чернильных пятнах, неоконченных предложениях, и проецирует на ситуацию что-то свое. Наиболее известные из проективных тестов предложенный швейцарским психиатром Г.Роршахом тест, в котором испытуемым предлагалось 10 картинок с симметрично расположенными чернильными пятнами. Испытуемые исследуются по ответам и реакции на странные пятна. Тематический апперцепционный тест (ТАТ) включает 20 картинок, на которых изображены различные жизненные ситуации, их должен объяснить испытуемый. Даже тон ответов на определенные картинки может свидетельствовать об общем интеллектуальном подходе испытуемого к решению проблем. Данные тесты могут дать представления об эмоциональной жизни спортсмена. Кроме того он рассказывает соответствующие истории описывая свои собственные мотивы, интересы, заботы.

В работе со спортсменами используются тест Розонцвейга, который дает возможность получить 15 показателей, характеризующих направленность агрессивных реакций испытуемого на других и на себя, тип его реагирования. Испытуемого просят выразить своё отношение в форме словесных реакций, которые предъявляются в форме картинок. То как испытуемый реагирует на картинки, выявляет способ его поведения и действия в реальных жизненных ситуациях. В тех видах спорта, где возможны вспышки агрессии и, наоборот, её сдерживание, регуляция показатели теста могут оказаться полезными. [1; с.45]

Ценность результатов получаемых при применении данных методик, зависит от мастерства и чувствительности экспериментатора. Интерпретация и использования результатов тестирования доступны только психологам, тренерам, психиатрам только с хорошей специальной подготовкой.

4 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СПОРТЕ

При оценки личностных характеристик следует применять несколько методик, что позволит определить стабильность получаемых результатов. Подход и уровень исследования предполагают, что оно проводится квалифицированным психологом. Результаты тестирования анализируются тренером, врачом команды, психологом, сопоставляются с результатами, которые спортсмен показывает на отдельных тренировках, в течение недели, сезона. Но спорт, физическая культура развиваются в системе общественных отношений, имеют глубокий социальный смысл. Поэтому и учителя физкультуры и тренеры должны сочетать профессиональные интересы и потребность общества, помочь спортсмену определить такую перспективную область применения сил, где наиболее полно раскроются их способности. [4; с.149]

Психодиагностические методики в спорте имеют следующие направления: выяснения склонности будущего спортсмена к определенным видам спорта, на соревнованиях коллектив должен выступать как единое целое, и из команд низших лиг выбирают спортсменов по своим физиологическим, физическим, психологическим качеством, способных играть в высшей лиге, наконец, отбор среди спортсменов имеющих одинаково высокий уровень квалификации претендентов, например в олимпийскую сборную.

На первом этапе отбора определяются личностные характеристики спортсмена, те способности, которые определяют успешность спортивной деятельности в определенных видах спорта. Допустим, у спортсмена определенны психологические показатели: быстрота, прочность реакции, оперативное мышление, распределение внимания и т.д.

На втором этапе спортсмен отбирается для конкретного вида спортивных игр, например футбола, хоккея, баскетбола, тенниса или спортивных единоборств, таких как бокс, борьба и других. На данном этапе используются методики для изучения волевых, эмоциональных, интеллектуальных качеств.

Третий этап – это отбор надежных спортсменов в команду, использования индивидуально прогнозных модельных психологических характеристик спортсмена, которые будут проявляться в экстремальных условиях соревнований. От того, как квалифицированно тренер подобрал команду, используя психодиагностические методики, зависит результат спортивных состязаний.

В профотборе, профориентации применяются психодиагностические методики. Следующим образом выглядит простейшая классификация этих методик (см.Таблицу №1).

Таблица №1

Психодиагностические методики

Направленность, сфера исследования

Форма применения

Способы применения

Направленность, интересы

Наблюдение

Аналитические тесты

Личностные методики

Беседа

Синтетические тесты

Социометрия

Опросники и анкеты

Комплексные методики (моделирующие целостные компоненты профессиональной деятельности)

Психические процессы

Социометрические методики

Пролонгированные методики психодиагностики (многократное тестирование после воздействия различных факторов, обучения, адаптации)

Творческие способности

Бланковые тесты

 

Общая осведомленность, профессиональные знания, умения

Аппаратурные тесты

 

Психофизиологическая сфера, типологические особенности

Обследование на тренажерных устройствах

 

Координация и точность движений, соразмерность усилий, психомоторика

Специальные контрольные физические упражнения

 

Глазомер, пространственные признаки

Комплексные методики (включающие в себя также физические, биохимические и другие измерения)

 

Эмоционально-волевая сфера, эмоциональная устойчивость

   

Психические состояния

   

Эти методики направлены на изучение межличностных взаимодействий тренера и спортсмена, членов спортивного коллектива, поведения соперников в условии соревнований. [3; с.8-10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была сделана попытка проанализировать различные методы спортивного совершенствования, которое на современном этапе развития спортивной психологии, невозможно без изучения психологических особенностей спортивной деятельности и как сложной динамической системы, личности спортсмена, как субъекта деятельности. Но, ни одна методика сама по себе не дает всестороннюю психологическую характеристику личности спортсмена. Это только отдельная грань его психологических способностей, личностных черт, качеств. Необходимо комплексно применять все методики, которые помогут педагогам, психологам, организовать воспитательную работу, организовать тренировочные занятия, организовать индивидуальный подход в воспитании.

В данной работе были решены следующие задачи: изучения теоретической литературы по проблеме исследования, рассмотрели различные методики по изучению личности спортсмена, установили направления применения психодиагностических методик.

Значимость методов изучения личности спортсмена, определяется необходимостью достижения высоких показателей в различных видах спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брайнет Дж.Кретти. Психология в современном спорте / Дж.Кретти. – Изд-во: ФиС, 1978. – 187с.

  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

  3. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. / В.Л.Марищук, Ю.М. Блудов, А.Д. Плахтиненко, Л.К.Серова. – Москва «Просвещение», 1984 – 229с.

  4. Мельникова В.М. Психология: Учеб. для ин-тов физ.культ. / Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367с.

  5. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. – М.: Издательство «Наука», 1972. – 312с.

Просмотров работы: 2058