СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА

Демидов А.А. 1, Чернышева И.В. 1, Шлемова М.В. 1, Егорычева Е.В. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в большом велоспорте лишь доля секунды может отделять гонщика от победы, и тогда в игру вступают современные технологии. Велосипед и экипировка, изготовленные по последнему слову техники, а также новейшие методики тренировки помогают спортсмену улучшить результат на те самые секунды, которых иногда не хватает до победы.

В первую очередь современные технологии применяются при изготовлении велосипедов. Известно, что скорость велосипеда напрямую зависит от его веса. Поддерживать высокую скорость гонщикам помогают новейшие модели велосипедов с карбоновыми рамами. Карбон – прочный и лёгкий современный материал. Велосипедная рама из алюминия весит 1,485 кг, такая же карбоновая – 1,160 кг. На первый взгляд разница в 325 граммов кажется небольшой, однако эксперты утверждают, что такая разница на больших дистанциях даёт гонщику как минимум 10 секунд преимущества. Для современного спорта, где счёт идёт на доли секунды, это огромные цифры.

Особое внимание уделяется колёсам велосипеда, вес здесь также имеет значение. Зачастую на переднее колесо вместо 32 спиц устанавливаются всего 16, что позволяет облегчить велосипед и улучшить аэродинамику. Заметную роль играет и качество сцепления колёс с дорогой, поэтому для разных погодных условий используются различные виды шин.

Помимо веса, большое влияние на скорость оказывают аэродинамические качества экипировки. Используя карбоновую раму, а также обтекаемые форму и шлем, гонщик экономит 60-70 ватт собственной мощности (на средней скорости 40 км/ч). Таким образом, на каждом километре дистанции велосипедист выигрывает 9 секунд, а проехав 40 километров, экономит больше 5 минут – огромная разница, которую дают современные технологии.

Одно из современных устройств велосипедиста – специальная телеметрическая система. Первый датчик системы устанавливается на грудь спортсмена, он фиксирует ЧСС и силовую работу гонщика. Второй датчик устанавливается на велосипед, он отслеживает скорость и, что важно, частоту педалирования, ведь как показывают исследования, результаты соревнований во многом зависят от эффективности техники педалирования[1]. Полученная информация позволяет оценить подготовку спортсмена и составить план тренировок.

Немаловажная часть экипировки велогонщика – его форма. Вся профессиональная форма для велосипедистов сделана из высокотехнологичных материалов – полиэстера и полиамида. Эти синтетические ткани лёгкие, прекрасно пропускают воздух и регулируют теплообмен. Помимо этого, такая форма обеспечивает гонщику хорошую аэродинамику и максимальный комфорт. Последние технологические достижения в этой области – технология плоского шва и бесшовная технология[2]. Уменьшение количества швов снижает риск натирания тела формой, а также, пусть и незначительно, но улучшает аэродинамику.

Современные технологии коснулись и способов тренировки спортсменов. Новинка для тренировки велосипедистов – гипоксический купол, который заполняется смесью, похожей по составу на разреженный горный воздух. В таких условиях спортсмен испытывает кислородное голодание, что повышает выработку гемоглобина, увеличивает выносливость и улучшает кровоснабжение тканей. Для оценки эффективности тренировки используется специальный газоанализатор, показывающий уровень кислорода в выдыхаемом воздухе. Эти измерения позволяют оценить эффективность работы лёгких и сердца спортсмена.

Современные технологии могут заметно помочь велосипедистам и повлиять на исход соревнований, однако в основном результат всё-таки зависит от велосипедиста. Это доказывает пример Тео Боса – главного фаворита Олимпийских игр 2008 года. Тео Бос обладал новейшим велосипедом, инженеры-разработчики которого утверждали, что это самый быстрый велосипед в мире. Однако он не помог гонщику победить – Тео Бос занял лишь девятое место. Это лишь подтверждает, что технические новинки в велоспорте сегодня решают многое, но далеко не всё.

Литература:

1. Эффективность использования тренировок на трековом велосипеде в зимней подготовке велосипедистов-шоссейников / Мухутдинова Э.И. // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. IV межвузовская научно-практическая конференция молодых учёных, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 674-675.

2. Технология изготовления функционального белья с использованием ультразвуковой сварки / Миннебаева Р.Г., Хисамиева Л.Г. // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 19. С. 108-109.

Просмотров работы: 4494