переутомление, вызванное учебными нагрузками;
ограничение двигательной активности (гиподинамия);
нерациональность организации учебного процесса;
отсутствие компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья [2].
Вышеизложенное позволило сформулировать положение о необходимости кардинального пересмотра некоторых аспектов образования обучающихся направляя его в систему формирования здоровья. Одним из решений данной проблемы является грамотная организация занятий физической культурой и спортом, направленная на повышение уровня осведомлённости обучающихся в вопросах повышения собственного здоровья путем проведения различных оздоровительных мероприятий. Все это возможно обеспечить путем внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
По мнению О.В. Петрова наиболее эффективной в системе обучения являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Она отражает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [1].
При этом для повышения психофизического развития обучающихся наиболее приемлемо образование формирующее здоровье.
В системе формирования здоровья можно выделить следующие направления:
организация мероприятий спортивной направленности;
увеличение интенсивности двигательной деятельности;
соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном процессе;
привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
повышение интереса к спортивным занятиям и ведению здорового образа жизни.
Непосредственное участие в формировании и поддержании здорового образа жизни обучающихся принимают педагог по физической культуре. В своей работе он должен создать условия для расширения двигательной активности во время учебно-тренировочного процесса и в повседневной жизни, обучать грамотному выполнению физических упражнений, пропагандировать здоровый образ жизни и ежедневные занятия физической культурой как средство всестороннего развития личности.
Для осуществления вышеперечисленных условий необходимо использовать следующие принципы:
учет физической подготовленности обучающихся для правильного подбора физических нагрузок;
применение элементов соревновательной деятельности на занятиях физической культурой;
применение нестандартных методов в проведении занятий;
освещать теоретические вопросы на практических занятиях для полноценного освоения ценностей физической культуры.
Внедрение здоровьеформирующих технологий на занятиях физической культурой, улучшение физического здоровья обучающихся через сообразное увеличение двигательной деятельности, сбалансированное питание и соблюдение режима труда и отдыха способствуют формированию общечеловеческих ценностей и эстетической культуры личности.
Наряду с физическим развитием необходимо также учитывать психоэмоциональное состояние на занятиях. Это позволит предотвратить чрезмерное утомление и придать дополнительную мотивацию для выявления способностей каждого обучающегося. Для этого необходимо:
создание позитивной обстановки во время занятий;
активное взаимодействие между тренером-преподавателем и обучающимся;
побуждение обучающегося к активизации самостоятельной мыслительной деятельности [3].
Обучающиеся должны стремиться к получению положительных оценок, проявлять активность на занятиях, не стесняться выражений своих мыслей в кругу своих сверстников. Создавая на уроке атмосферу, располагающую к бодрому расположению духа, адекватному восприятию изучаемого материала, преподаватель повышает работоспособность своих обучающихся, снижая при этом утомляемость.
Также, решая оздоровительные задачи, нужно помнить и о создании, соблюдении гигиенических норм при проведении занятий, а также не забывать про возможные меры по предотвращению (профилактике) различного вида травм. Учитель должен обеспечить безопасность на месте проведения занятий, проследить за тем, чтобы данное помещение соответствовало современным санитарно-гигиеническим нормам. Ведь учебный процесс должен проходить только в условиях, оптимальных для обучающегося и преподавателя, с учетом психоэмоционального и физиологического комфорта.
Применяемые здоровьеформирующих технологии на занятиях физической культурой, благоприятно повлияют не только на развитие физических качеств, но и на развитие самой личности обучающихся, но только при условии соблюдения основных положений, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также грамотному усвоению материалов процессе обеспечения рационального физкультурного образования.
Список литературы
Петров О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. -2005.-№2.-С.19-22.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. ―М.,2005
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).