ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО ПОЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО ПОЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Флотский Н.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние полтора-два десятилетия жизнь нашего общества потрясает быстротечностью социальных и экономических преобразований. Их динамичность в сочетании с неопределенностью конечного результата провоцируют возникновение дополнительных трудностей в прогнозировании индивидуальной жизненной перспективы даже на короткий срок. В результате обостряется проблема целесообразности формирования той или иной идентичности. При этом потребность в идентичности является первейшей и фундаментальной потребностью личности, необходимой для сохранения психического здоровья индивида, его внутренней целостности и стабильности. Таким образом, актуальность данного исследования определяется значимостью этого личностного образования психики для самого человека и необходимостью поиска факторов, способствующих развитию позитивной идентичности в современном мире. При этом хочется подчеркнуть, что изучение процессов развития идентичности человека представляется наиболее значимым для психологии развития именно в подростковый период, поскольку «Кто Я?» - основной вопрос возраста и благодаря рефлексии подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу, определить для себя свое прошлое, значение настоящего, заглянуть в будущее, определиться в социальном пространстве. В целом идентичность человека складывается из отдельных идентификаций, среди которых выделяют этническую, религиозную, профессиональную и др. В рамках нашего исследования предметом нашего рассмотрения является категория половой идентичности. В своем исследовании рассматриваем половую идентичность, как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения [4] . В качестве структурных компонентов половой идентичности выступают когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. При этом, когнитивный компонент определяется как представления субъекта о своей половой принадлежности, основанные на интеграции полоролевых образов. Эмоциональный компонент характеризуется как отношение субъекта к своей половой принадлежности, а также к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности рассматривается как совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме.

Цель исследования: выявление особенностей развития структурных компонентов половой идентичности у представителей мужского пола в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 45 и № 11 г. Архангельска. В исследовании приняли участие136 представителей мужского пола в возрасте 14-15 лет. Для получения эмпирического материала использовали следующие методики: «Семантический дифференциал», «Завершение предложения», «Пять качеств», «Личностный дифференциал», «Анкета половых ролей» Бем (BSRI).

Результаты исследования. Отрочество характеризуется изменениями в когнитивном компоненте половой идентичности, которые обусловливаются развитием самосознания. В рамках становления нового уровня самосознания начинается становление представления о своей половой принадлежности. Анализ результатов исследования показал, что, основой чувства причастности к определенному полу становится осознание своих конституционных особенностей. «Я мальчик, потому что у меня мужское строение тела», «….. мужская внешность», «… мужские половые органы». Другое направление развития чувства своей половой принадлежности связано с проявлением интереса к противоположному полу. «Я мальчик, потому что мне нравятся девочки». Благодаря рефлексии подросток пытается оценить себя как представителя мужского или женского пола, определиться в своей половой идентичности. Результаты исследования демонстрируют, что все подростки 14–15 лет осознают свою половую принадлежность и ее необратимость, но при этом 4% юношей хотели бы изменить свой пол, мотивируя это тем, что «это интересно», «для разнообразия». Анализируя результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Семантический дифференциал» [2], установлено, что полоролевой образ «Я» у мальчиков 14–15 лет выглядит сдержанным, уверенным, рассудочным, постоянным, миролюбивым, сильным, смелым, властным, волевым, ориентированным на работу, активным. В 14–15 лет образ идеального мужчины выглядит у мальчиков маскулинным. Идеальный мужчина для них – это умный, сильный, мужественный, без вредных привычек, достаточно зарабатывающий на жизнь. Необходимо отметить, что в подростковом возрасте представления об идеальном мужчине у мальчиков совпадают с традиционными представлениями о мужественности. Образ идеальной женщины выглядит андрогинным. Анализ полоролевых представлений о типичном мужчине и типичной женщине показал, что мальчики 14–15 лет характеризуют типичного мужчину маскулинными качествами (властный, сильный, смелый), образ типичной женщины у подростков представлен андрогинным (красивая, добрая, ориентированная на семью, умная, самостоятельная, сильная). В образе будущего мужа мальчики видят себя маскулинными. Образ будущей жены – это андрогинный тип, включающий маскулинные и фемининные характеристики.Причем, наиболее значимы для них в образе будущей жены именно фемининные качества (постоянство, миролюбие, ориентация на семью), что соответствует традиционному эталону женственности.

Далее предметом нашего исследования явился эмоциональный компонент половой идентичности. Для изучения эмоционального компонента использовали методику «Личностный дифференциал» [1]. У респондентов мужского пола 14-15 лет было проанализировано отношение к себе как представителю определенного пола и отношение к представителям своего и противоположного пола с точки зрения позитивности, силы и активности. Результаты исследования показали, что мальчики представляют себя такими же позитивными и активными, как большинство женщин, но сильнее (р ≤ 0,001), чем они. В сравнении образом «Большинство мужчин», мальчики видят себя значительно позитивнее (р ≤ 0,001), но такими же сильными, как мужчины. Сравнивая отношение к представителям своего и противоположного пола, можно отметить, что мальчики 14–15 лет характеризуют большинство мужчин как более сильных (р ≤ 0,001), но менее позитивных (р ≤ 0,001) и менее активных (р ≤ 0,001), чем большинство женщин (рис. 1).

Рисунок 1 - Отношение к себе и представителям своего и противоположного пола у мальчиков 14–15 лет

Как видно на рисунке, у мальчиков не наблюдается четкой проекции в сторону своего пола, поскольку мальчики считают себя такими же позитивными и активными, как большинство женщин, и лишь сильными как большинство мужчин. Условно можно обозначить данную позицию так: «Я такой же сильный, как большинство мужчин, но хороший и активный, как большинство женщин». То есть, мальчики идентифицируют себя как с мужчинами, так и с женщинами, но вектор направлен в сторону женского пола.

Следующим этапом исследования было изучение конативного компонента половой идентичности у представителей мужского пола в возрасте 14-15 лет. С помощью Анкеты половых ролей Бем (BSRI) [3] были выявлены личностные качества субъекта, оцениваемые с точки зрения маскулинности и фемининности, установлены показатели выраженности маскулинности и фемининности. Соотношение показателей маскулинности и фемининности позволило выявить типы половой идентичности, на основании которых мы судили о модели полоролевого поведения. Высокие показатели маскулинности и фемининности у испытуемых свидетельствовали об андрогинной модели полоролевого поведения; высокие показатели маскулинности и низкие показатели фемининности – маскулинной модели полоролевого поведения; высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности – фемининной модели; низкие показатели маскулинности и фемининности свидетельствовали о недифференцированной модели полоролевого поведения.

Рисунок 2 - Распределение типов половой идентичности у мальчиков и 14–15 лет

Распределение типов половой идентичности показало, что у представителей мужского пола наибольший процент составляет андрогинный тип половой идентичности (49%), небольшой процент мальчиков с маскулинным типом половой идентичности (15%) и с фемининным типом (10%) и несколько больше мальчиков с недифференцированным типом (26%).

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что подростковый период – важная фаза приобретения мужской идентичности. Основой чувства причастности к определенному полу становится осознание своих физиологических и конституционных особенностей, интерес к противоположному полу. В описаниях женских образов у мальчиков 14–15 лет появляется больше фемининных качеств, а в мужских – маскулинных качеств, т.е. развитие их происходит в соответствии с традиционными представлениями о мужественности и женственности. В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания начинается интенсивное усвоение мужского стиля поведения. При этом отношение к мужчинам и женщинам у мальчиков становится менее позитивным, а отношение к самим себе более позитивным.

Список литературы:

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал: метод. рекомендации. – Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1983. – 12 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.

  3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.

  4. Флотская Н.Ю., Пономарева М.А. Развитие половой идентичности у подростков с девиантным поведением: монография. - Архангельск: САФУ, 2015. - 152 c.

Просмотров работы: 278