КОПИНГ – СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОПИНГ – СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Серегина С.А. 1, Ляпунова О.Е. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе в каждой школе должна существовать система школьного самоуправления, в которую входит: управляющий совет, педагогический совет, родительский комитет и ученическое самоуправление.

Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепен­ное, необязательное для организации жизни школы.

Согласно ФГОС участие обучающихся в школьном самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, налаживаю социальных контактов. Также внедрение государственных стандартов предполагает личностно – ориентированный подход.

В современном мире подростки каждый день сталкиваются с проблемами, попадают в сложные жизненные ситуации, требующие принятия быстрого решения.

Совладающее поведение (копинг) - индивидуальный способ взаимодействия с трудной ситуацией (внешней или внутренней), определяемый ее собственной логикой, ее значимостью для человека, с одной стороны, и его собственными психологическими возможностями - с другой.

На выбор и продуктивность копинг - стратегий влияют условия внешней среды, демографические и личностные особенности человека, индивидуальная значимость и оценка ситуации и окружающих.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг.

Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше.

В психологической литературе можно встретить описание еще одной копинг – стратегии. Это стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Целью данного исследования является сравнение копинг-стратегий участников ученического самоуправлениям и учащихся, не принимающих участие во внеурочной деятельности.

Методы исследования: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS)»). Данная методика CISS была разработана Н.С. Эндлером в соавторстве с Д.А. Паркером в 1990 г. Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в России [2].

Данное исследование проводилось на базе одной из школ г.Новодвинска. В нем приняли участие учащиеся 9-11 классов. По критерию участия во внеурочной деятельности школьники были отнесены к двум группам. В первой группе – участники ученического самоуправления, принимающие активное участие во внеурочной деятельности, было 29 человек. Во второй группе, где учащиеся практически не участвовали в такой деятельности - 31 человек.

Результаты диагностики школьников отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики копинг – стратегий школьников двух групп

Шкала

Контрольная группа

Активисты

Р – уровень статистической значимости различий

  1. Проблемно – ориентированный копинг

23,97

37,48

,003

  1. Эмоционально – ориентированный копинг

28,95

32,16

,476

  1. Копинг, ориентированный на избегание

19,31

42,47

,000

Как видно из таблицы 1, участники ученического самоуправления чаще используют проблемно-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание, чем контрольная группа, причем эти различия статистически значимы.

При решении проблем такие подростки стремятся разрешить разного рода сложности путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, то есть улучшить отношения «человек-среда».

Как правило, участники ученического самоуправления взаимодействуют с представителями других органов самоуправления, администрацией школы, учениками. Кроме этого они являются активными помощниками при организации школьных мероприятий. Все это создает дополнительные стрессовые факторы, и многие учащиеся уже привыкли к этому.

Копинг, ориентированный на избегание, больше всего присущ участникам ученического самоуправления. Вероятно, это связано, прежде всего, с тем, что участие в организации школьной жизни позволяет отвлечься ребятам от школьных будней, сбежать в «мир праздника и красок».

Таким образом, были выявлены различия между копинг – стратегиями участниками ученического самоуправления и учащимися, не принимающими активное участие во внеурочной деятельности. Преобладающими копинг – стратегиями активистов школьного самоуправления являются проблемно – ориентиорованный копинг и копинг, ориентированный на избегание.

Список литературы:

  1. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: дисс. … канд. психол. наук. – Кострома, 2005. - 229 с.

  2. Крюкова Т.Н. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Сб. научн. трудов «Психология и практика». - Вып. 1 / Отв. ред. В.А. Соловьева. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- С. 70-82.

Просмотров работы: 373