ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Попова Е.Ф. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно мнению В.Д. Менделевича [3], под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. То есть пищевое поведение фактически содержит в себе установки, привычки, эмоции, привычные формы поведения, которые так или иначе связаны с едой, приемом пищи и индивидуальны для каждого человека.

В практике психотерапии различают гармоничное (адекватное) и дисгармоничное, отклоняющееся (девиантное) пищевое поведение. Характер поведения зависит, в первую очередь, от того, на каком месте по значимости стоит пища для индивида. В теории потребностей А. Маслоу пищевая потребность рассматривается как биологическая, присущая человеку как части животного мира. Но, не следует забывать, что человек есть биосоциальное существо, и здесь пищевое поведение представлено в более изощренных формах, являясь, по мнению А.И. Савенкова [2], средством:

  • снятия психоэмоционального напряжения;

  • чувственного наслаждения, выступающего как самоцель;

  • общения, когда еда связана с пребыванием в коллективе;

  • самоутверждения, когда первостепенную роль играют представления о престижности пищи и о соответствующей «солидной» внешности;

  • поддержания определенных ритуалов или привычек (религиозные, национальные,

  • семейные традиции);

  • компенсации неудовлетворенных потребностей (потребность в общении, родительской заботе и т. д.);

  • награды или поощрения за счет вкусовых качеств пищи;

  • удовлетворения эстетической потребности.

В результате неправильного пищевого поведения, как правило в раннем детстве, формируется пищевая зависимость, являющаяся одним из видов аддикций.

Как и другие виды аддикций, пищевая зависимость имеет ряд признаков:

  1. Постоянные и навязчивые мысли о еде – что съесть, что купить в магазине, что вкусного приготовить;

  2. Невозможность самоконтроля в еде. Например, человеку, перед которым стоит полная коробка конфет, сложно ограничивать себя одной или двумя конфетами. Желание съесть всю коробку будет на столько, пока она не опустошится, а после этого уже будет плохо дышать;

  3. Моментальное резкое желание какой-либо пищи. Например, несмотря на то, что человек недавно пообедал, если он видит на прилавке магазина пирожные, то срывается – покупает несколько штук и съедает «запоем»;

  4. Если человек испытал какой-либо стресс, у него возникает желание съесть что-нибудь в качестве компенсации случившейся неприятности;

  5. Участившиеся обещания человека поощрить себя «чем-нибудь вкусненьким» после того, как он сделает какую-либо неприятную необходимость. Например, «я сделаю уборку в доме, а потом куплю себе шоколадку, ведь я ее заслужила»;

  6. Отсутствие желаемой пищи приводит человека к неприятным физическим ощущениям (подобие «ломки» у наркомана).

Особый интерес представляет эмоциогенный тип пищевого поведения. При эмоциогенном типе пищевого поведения стимулом к приему пищи является не голод, а эмоциональный дискомфорт: тревога, фрустрация, раздражение и т.д. Такое нарушение наблюдается у 30% представителей любого пола с абсолютно нормальным весом, но наиболее характерно для полных эмоциональных женщин, а у пациентов с ожирением встречается в 60% случаев [2].

Результаты исследований М.Ю. Дурневой, М.Л. Захаровой, А.О. Егоренко и др. позволили установить, что причины для появления эмоциогенном типе пищевого поведения часто заложены неправильным воспитанием в раннем детстве, особенностями семейных отношений и обусловлены личностными особенностями, в том числе в результате повторяющихся психотравмирующих ситуаций.

Несмотря на различие названий (стрессовая ситуация, кризисная ситуация и пр.), суть психотравмирующей ситуации, состоит в невозможности или затрудненности удовлетворения актуальных потребностей. Это понятие, несмотря на яркое эмоциональное звучание, означает не только чрезвычайные обстоятельства в жизни детей: смерть или тяжелая болезнь родителей, распад семьи, несчастный случай, несправедливое обвинение и наказание, жестокое обращение с детьми и т.п., но и такие обстоятельства, которые взрослому человеку могут показаться бессмысленными или смешными.

В этом случае неправильное пищевое поведение выражается в формировании доминирующей роли пищи, воспринимаемой как главный источник удовольствия при недостатке развития других возможностей получения удовольствия (духовных, интеллектуальных, эстетических), в непонимании и недифференцировании со стороны взрослых (в первую очередь матери) потребностей ребенка и в сведении их к пищевой потребности, а также в невозможности адекватного научения ребенка разным формам поведения в стрессовых ситуациях. Отношение родителей к детям часто проявляется формальной гиперопекой, при которой главной заботой матери является только стремление одеть и накормить ребенка, и процесс приема пищи становится суррогатной заменой других проявлений любви и заботы. В семьях преобладают психотравмирующие конфликтные ситуации и хаос в межличностных отношениях.

Влияют на возникновение проблемы и личностные особенности, такие как высокая социальная ориентированность, низкая стрессоустойчивость, склонность к тревожно-депрессивным реакциям, психическая незрелость, социально предписанный перфекционизм, склонность к формированию зависимостей, а также повышенная и в то же время плохо контролируемая эмоциональность [2].

Таким образом, у взрослых, которые были регулярно подвержены психотравмирующим ситуациям в детстве, прием пищи выступает в роли своеобразного защитного механизма, социально приемлемого, доступного, простого и легко осуществимого, не требующего ни умственного, ни эмоционального дополнительного напряжения.

У женщин с выраженным эмоциогенным пищевым поведением наблюдается алекситимические тенденции.Это может означать, что данная группа женщин, испытывая эмоциональный дискомфорт, с трудом может определять собственные чувства и вербализовывать их, что служит пусковым механизмом к перееданию. Ранее проведенные нами исследования показали, что алекситимические тенденции несут у данной категории женщин скорее функцию защитного характера, как механизм подавления негативных чувств. «Регрессия» проявляется в возврате к более ранним формам поведения и чаще выражается в беспомощности, зависимости. Данная психологическая защита в структуре защитных механизмов может проявляться в переживании неспособности справиться с ситуацией и ощущением собственной беспомощности перед обстоятельствами, в том числе и в отношении пищевого поведения. При этом может доминировать мотивация избегания, стремление к уходу от разрешения личностных и ситуационных конфликтов [1]. Именно поэтому, ответственность за снижение веса чаще перекладывается на ведущего (преподавателя, психолога, врача или психотерапевта) или различные диеты и прочие методы снижения веса. Защитой от неприемлемых агрессивных побуждений является и механизм «замещения». Он характеризуется тем, что враждебность, изначально направленная на один объект, перенаправляется на более безопасный (например, на еду или зависимых лиц). Данный механизм может проявляться в уходе от конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Таким образом, в рамках психологического сопровождения женщин с избыточным весом необходимо не только учитывать их личностные особенности, определяющие наличие пищевой зависимости, но и тщательно анализировать и прорабатывать глубинные, «детские» причины возникновения девиантного пищевого поведения.

Список литературы:

  1. Дурнева М.Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Москва, 2014. – 30 с.

  2. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. – М.: Эксмо, 2007. – 1040 с.

  3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 390 с.

Просмотров работы: 445