К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ УВЛЕЧЕНИЯ ФИТНЕСОМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ УВЛЕЧЕНИЯ ФИТНЕСОМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Воробьева К.В. 1, Зелянина А.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в нашей стране на новый виток своего развития вышла фитнес индустрия, чему способствовала активная популяризация занятий спортом и ведения здорового образа жизни. Следует отметить ежегодно возрастающий интерес населения к различным фитнес направлениям и оздоровительным программам. Так, за три последних года число тех, кто регулярно посещает секции и спортивные залы выросло почти на 35% и составило 43,5 миллиона человек – почти треть граждан страны. Повальное увлечение фитнесом началось сравнительно недавно и всецело захватило последнее пятилетие, а сам фитнес как отдельное самостоятельное направление появился в нашей стране ориентировочно около 15-20 лет назад. Такая категория как «фитнес» является для жителей нашей страны новой и непонятной, хотя следует сказать, что просветительская политика и пропаганда в этой области стремительно набирают обороты. В связи с выше сказанным, возникает необходимость определения понятия «фитнес».

На наш взгляд наиболее подходящим, точным и обоснованным применительно к реалиям нашего общества и целям нашего исследования является определение данное экспертами Национального фитнес сообщества, которые на основании запроса Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 28.07.2010 г. № 03-01-15/ 573 разработали определение данной категории. По мнению экспертов, фитнес рассматривается как физическая активность, которая предлагается в форме услуги и осуществляется в целях оздоровления, улучшения физических навыков и физического совершенствования, реализуемая в соответствии с разработанными программами тренировок, питания и поведения в подготовленном для этого месте с использованием специального оборудования и при участии специалистов (тренеров, врачей, диетологов) [7, с. 2].

Грамотный подход к занятиям фитнесом, безусловно, дает возможность поддерживать тело в тонусе и помогает сохранить здоровье. Однако, мало кто задумывается, что стремление сохранить, укрепить свое здоровье, усовершенствовать фигуру может иметь обратную сторону. Речь идет о чрезмерной увлеченности фитнесом, а в отдельных случаях и спортивной аддикции (зависимости). Чрезмерная увлеченность выражается в количестве времени, затрачиваемом на тренировки, повышенной интенсивности нагрузок, истязании себя диетами или голоданием. Совершенно очевидно, что такой подход к занятиям не способствует сохранению здоровья, а, наоборот, приводит к появлению проблем как соматического, так и психологического характера [5, с. 503].

Любопытно, что основную категорию клиентов, злоупотребляющих фитнесом, составляют женщины. Известно, что исторически тело и внешность именно для женщины выступает своеобразной ценностью. Эталоны женской красоты существовали в обществе всегда, менялись только стандарты красоты и степень оценки внешности со стороны общества. Но как бы ни менялись нравы, во все времена быть красивой для женщины, значит быть успешной, состоявшейся и востребованной, особенно сейчас, когда в обществе пропагандируется культ красивого тела, когда внешняя красота сама по себе является ценностью. Стереотипные представления о женской красоте, сложившиеся в обществе посредством СМИ, Интернета и других информационных ресурсов формируют определенный тип поведения женщины. Если женщина не удовлетворяет установленным стандартам, возникает состояние фрустрации, неуспешности, ущербности.

В связи с сказанным, возникает закономерный вопрос о том, что движет женщиной и побуждает ее к активным, а порой и чрезмерным занятиям фитнесом. Важными для решения данного проблемного вопроса являются составляющие ценностно-смысловой сферы личности женщины, а также мотивы, обуславливающие ее деятельность в этом направлении. Необходимо отметить, что ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Ценностные ориентации и личностные смыслы являются своего рода частями одного целого, так как оказывают существенное влияния на формирование и проявление стремлений, побуждений и поведения человека.

Если рассматривать такое понятие как «ценность» в широком смысле, можно выделить некоторые содержательные характеристики, проливающие свет на суть изучаемого явления:

а) ценность - как общественный идеал, созданный общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни;

б) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;

в) ценности как атрибут социальной сферы, в процессе жизнедеятельности личности преобразованные в форму личностных ценностей [1, с.66].

По Э. Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Исходя из этого, Э. Шпрангер определил шесть типов личности детерминированных ценностными ориентациями:

1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;

2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;

3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.

4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;

5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.

6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [4, с. 104].

Для того, чтобы понять, как взаимодействуют ценностная и смысловая сферы необходимо проследить переход от личностных смыслов к личностным ценностям, предполагающий непосредственную активную деятельность субъекта как познавательного, так и личностного характера. Таким образом, становление ценностей личности обусловлено динамикой процессов осознания и вниманием к особенностям собственной смысловой сферы. Здесь одним из ключевых моментов является содержание данного процесса, включающее две составляющие — образование самих личностных смыслов и образование личностных ценностей. То, как протекает процесс формирования смысловых образований необходимо рассматривать в связи с иерархизацией мотивов и личностными выборами. На уровнях зрелой, т. е. «самосознающей себя личности», эта динамика воплощается в упорядочивании своего внутреннего мира, когда именно своя смысловая сфера выступает как некий центр фиксации и реализации стремлений и желаний личности [3, с. 99].

Важным для нашей исследовательской работы выступает тот факт, что ценностные ориентации влияют на формирование потребностей. Так, В.Ф. Анурин рассматривает потребности как результат некого конфликта целостной системы восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями существования субъекта. В процессе жизни человек неоднократно соотносит возникающую потребность с потребностями и желаниями общества. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Помимо этого, ценностная ориентация запускает у субъекта механизм анализа своих текущих потребностей относительно системы его потребностей в целом, т.е. субъект выбирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [2, с. 120].

И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, обуславливающая содержание его дальнейшее поведения [6, с. 257].

Определенно, необходимым для более объемного изучение причин, обуславливающих стремление женщины к занятиям фитнесом, является непосредственный анализ мотивационной сферы, выявление ведущих и преобладающих мотивов. Вообще, понятие мотивации включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

Для того, чтобы вновь обрести уверенность в себе, нравиться себе, женщина вынуждена разрешить противоречие между стандартами относительно красоты и здоровья в обществе и собственными представлениями. Здесь существует два варианта: первый – сделать все для соответствия стандарту и второй – работа в направлении осознания и принятия себя. Те, кто идут по первому пути, стараясь достичь телесного идеала, пренебрегают своим здоровьем, нарушают режим отдыха, питания и злоупотребляют физической нагрузкой, что чревато риском развития бесплодия, нарушением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушением нормального функционирования мозга, снижением функции иммунной системы, проблемами в гормональной сфере, обострением хронических заболеваний.

Так, для того, чтобы понять, в каком направлении развиваться, и как помочь современной женщине стать более гармоничной личностью, необходимо определить, что именно движет ее поведением, что собой представляет ее система ценностей, чем (или кем) она мотивируется.

Следует отметить недостаток опубликованных данных относительно того, как эффективно работать с женщинами, чрезмерно увлекающимися фитнесом. Хорошо известен факт, что большое значение для разрешения любой проблемы имеют научные исследования, поскольку научный подход является точкой опоры в условиях неопределенности. Поскольку проблема злоупотребления физической активностью появилась недавно, то мы, к сожалению, пока еще не располагаем научно обоснованными данными о ее разрешении, так же, как и отсутствуют практические рекомендации, выработанные на основе научных данных.

С учетом выше обозначенных проблем нами определена цель исследования: выявить и описать ценностно-мотивационные компоненты, обуславливающие увлечение фитнесом у женщин среднего возраста, проанализировать взаимосвязь между интенсивностью тренировок и ведущими мотивами занятия фитнесом у данной категории женщин.

В своем исследовании мы планируем диагностировать 200 женщин в возрасте от 25 до 35 лет, которые активно занимаются фитнесом при помощи следующего методического инструментария: Ценностный опросник С. Шварца, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, Тест на определение зависимости от спорта Griffths, Szabo, Terri, методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, Опросник для выявления мотивационных источников личности Д.Е. Бырбуто, Р.В. Сколл, анкета.

Основной акцент в процессе исследования будет сделан на изучение индивидуально-психологических характеристик и особенно ценностно-мотивационной сферы женщин среднего возраста, злоупотребляющих физической активностью.

Результатом исследования станет разработка практических рекомендаций по созданию индивидуальных программ для занятий фитнесом, а также с целью и предотвращения чрезмерного увлечения фитнесом у женщин. Данными рекомендациями смогут воспользоваться психологи, инструкторы по фитнесу, клиенты спортивных клубов.

Список литературы:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.

2. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Сборник науч. трудов «Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства». - Горький, 1982. - С. 116-129.

3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 1993.- Т. 14. - № 5. - С. 99-105.

4. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.

5. Егоров А.Ю. Спортивная аддикция // Руководство по аддиктологии. – СПб., 2007. – С. 503-504.

6. Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. - М., 1979. С. 252.

7. Швец С. Новое понятие нового времени. - Режим доступа: http://nationalfitness.ru/r/publications/FITNES_NOVOE_PONYATIE/ (Дата обращения: 20.10.2016).

Просмотров работы: 311