ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

Корнеева Я.А. 1, Суворова М.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема профессионального психологического отбора специалистов различных профилей деятельности и специальностей является одной из основных проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики [3].

На тему данной проблемы проводили исследования такие авторы, как В.А. Бодров, Ю.Н. Егоров, Г.М. Зараковский, Р.Н. Коробов, Б.Ф. Ломов, В.Л. Марищук, Г.С. Никифоров, В.А. Пономаренко, К.К. Платонов, В.А. Пухов. Но несмотря на достаточное количество научных знаний и практических исследований, проблему изучения особенностей личностных свойств кандидатов нельзя считать решенной применительно к целому ряду профессий. Одной из них является профессиональная деятельность судей [2].

Деятельность судьи предъявляет высокие требования не только к профессиональным умениям и знаниям специалиста, но и к личности работника. Во-первых это связано с тем, что профессиональная деятельность судьи связана с осуществлением от имени государства правоприменительных функций (Закон РФ «О статусе судей в Российской федерации», 1992) [5]. Во-вторых, судьи обеспечивают защиту социальных гарантий и прав граждан, общества в целом [6].

Профессиональная деятельность судьи характеризуется многоплановым и эвристическим содержанием решаемых судебных задач, вариативностью и нестандартностью ситуаций в условиях дефицита времени; выраженной организаторской направленностью с большим числом коммуникативных связей, индивидуальным характером, высокой ответственностью и социальной значимостью, реализацией воспитательных функций. Это предъявляет повышенные требования к его психологическим качествам личности, характеризующим профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные, эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности [7].

Д.Е. Зайков выделяет 5 основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств [4].

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения, проницательность. Пятый фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения [8].

А.А. Караванов выделяет следующие профессионально- важные качества судьи [1]:

- Осознанная, адекватная профессиональная мотивация, где основной мотив – осуществление правосудия на основе закона;

-Высокий уровень самоконтроля и эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость;

- Высокая интеллектуальная активность, развитый абстрактный и вербально смысловой интеллект;

- Самостоятельность и ответственность, уверенность в себе, способность противостоять групповому влиянию;

- Коммуникативные способности, способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- Гуманные черты, эмпатийность, вдумчивость и умение понять особенности другого человека;

- Морально-нравственная осознанная позиция.

Проанализировав перечни профессионально – важных качеств судьи, мы составили свой список качеств, которыми должен обладать человек, занимая должность судьи. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Профессионально- важные качества судьи

Особенности психических процессов

  • Подвижность психических процессов;

  • Развитая оперативная память;

  • Избирательное внимание;

  • Целенаправленное восприятие (наблюдательность);

  • Продуктивное и гибкое мышление;

  • Развитое пространственное воображение.

Когнитивные качества

  • Высокий уровень развития интеллекта;

  • Широкий кругозор;

  • Умение выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Волевые свойства личности

  • Умение противостоять групповому влиянию;

  • Высокий уровень общей интернальности;

  • Стрессоустойчивость;

  • Решительность;

  • Дисциплинированность;

  • Высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением.

Коммуникативные качества

  • Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

  • Грамотность речи;

  • Способность к сотрудничеству;

  • Доброжелательное отношение к людям;

  • Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Моральные качества личности

  • Высокий уровень правосознания;

  • Честность;

  • Добросовестность

  • Справедливость.

Данные ПВК следует учитывать при профессиональном отборе кандидатов на должность судьи, для того чтобы спрогнозировать эффективность деятельности, успешное освоение и развитие того или иного специалиста в профессиональном плане, а также чтобы сохранить авторитет судебной ветви власти.

Цель исследования: выявить психологические особенности личности кандидатов на должность судьи.

В исследовании приняли участие 34 человека, имеющих юридическое образование и претендующих на должность судьи (г. Архангельск и Архангельская область) в возрасте от 28 до 43 лет (средний возраст 33,8±0,68). В качестве метода исследования мы использовали анкетирование и психологическое тестирование.

Для выявления психологических особенностей кандидатов на должность судьи была проведена диагностика кандидатов по следующим 3 стандартизированным валидным методикам: краткий ориентировочный тест Э.Ф. Вандерлика (КОТ), методика уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, Л.М. (УСК), методика акцентуации характера Г. Шмишека. Обработка данных осуществлялась посредством применения статистических методов: описательных статистик и при помощи таблиц сопряженности с применением Х2 Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics 22 версии.

Результаты исследования.

В результате проведения эмпирического исследования мы выяснили, что большинство кандидатов – женщины (60%) это может быть обусловлено тем, что лица женского пола имеют особенность более детально анализировать информацию, а так же обладают большей активностью и целеустремленностью.

Средний возраст кандидатов 33 года, это говорит о том, что уже произошло профессиональное становление и человек сформировался как личность. 52% кандидатов занимают должность помощника судьи, именно поэтому они претендуют на вышестоящую должность – судья, так как ознакомлены со спецификой работы судьи.

Средний опыт работы в судебной системе составляет 8 лет. По Е.А. Климову – это стадия интернала. Профессионал на данной стадии - опытный человек, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

При помощи методики «КОТ» (Э.Ф. Вандерлик) мы выяснили, что большинство кандидатов имеют уровень развития общих способностей выше среднего, что говорит о всестороннем развитии личности кандидата. У кандидатов на должность судьи наиболее развиты такие свойства, как грамотность, точность и скорость восприятия.

Также кандидаты на должность судьи имеют высокие показатели способности обобщения и анализа материала, которые включают в себя умение выделять, изучать, обрабатывать, классифицировать и систематизировать информацию, а также умение находить сходные признаки и объединять их в одно общее понятие. Следует отметить у кандидатов на должность судьи высокий уровень выраженности пространственного воображения. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что кандидаты способны четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении. Пространственное воображение обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

При помощи методики акцентуации характера и темперамента Г. Шмишека мы выяснили, что 51,4% кандидатов имеют выраженную акцентуацию застревания. Личности застревающего типа характеризуются тем, что у них сравнительно надолго задерживаются аффекты (кратковременные сильные эмоциональные переживания). Можно предположить, что кандидаты, которые тщательно проверяют поступающую информацию и стремятся к установлению справедливости будут успешны, занимая пост судьи. С другой стороны их особенность «застревать» может сказаться на длительности рассмотрения того или иного судебного дела, а надолго задерживающиеся аффекты будут шагом на пути к профессиональному выгоранию.

У 45,7% кандидатов на должность судьи выражена такая акцентуация как эмотивность. Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен к окружающим и их проблемам, глубоко переживает малейшие неприятности, имеет высокое чувство долга. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Человеку эмотивного типа чужды несправедливость и пребывание в окружении грубых людей.

45,7% кандидатов имеют низкий уровень тревожности, то есть они уверены в себе, не испытывают страха за свои решения и не сомневаются в правильности своих действий. Кандидаты с данными качествами смогут уверенно взвешивать все доказательства судебного дела, будут эффективны в принятии решений.

54,3% кандидатов обладают выраженной демонстративной акцентуацией характера. Данных людей отличает желание концентрировать внимание других на себе. В результате исследования было установлено, что 57,1% кандидатов имеют низкий уровень возбудимости, то есть им свойственны спокойствие, сдержанность и уравновешенность поведения. Судьи с такими качествами будут устойчивы к негативным эмоциональным воздействиям, поэтому риск возникновения стресса будет минимален.

При помощи методики «УСК» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкин, Л.М. Эткинд) мы выяснили, что большинство кандидатов на должность судьи имеет высокий уровень субъективного контроля, то есть им свойственна тенденция приписывать причины большинства жизненных событий собственной личности. Такие люди считают себя ответственными за происходящее с ними, устанавливают связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности.

Самый высокий показатель среди всех шкал имеет «Интернальность в сфере производственных отношений». Это свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении. В результате исследований было выявлено, что 77,1% кандидатов на должность судьи имеет высокий уровень интернальности в сфере достижений. Высокий уровень по данной шкале соответствует склонности испытуемого считать достигнутые успехи результатом собственных качеств и проявленной активности.

Большинство кандидатов на должность судьи (71,4%) имеют высокий уровень выраженности интернальности в сфере межличностных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

В эмпирическом исследовании мы предположили, что опыт работы в судебной системе может положительно отразиться на готовности кандидатов к деятельности судьи, в связи с чем, провели сравнительные анализ кандидатов, имеющих опыт работы в судебной системе и тех, кто этого опыта не имеет. Установлено, что у большинства кандидатов, не имеющих опыта работы в судебной системе, низкий уровень тревожности, и наоборот, у кандидатов, имеющих опыт работы в судебной системе, уровень тревожности средний.

Такие особенности могут быть связаны с тем, что кандидаты, имеющие опыт работы в судебной системе, ознакомлены со спецификой деятельности судьи, которая строго регламентирована государством, предполагает высокий уровень ответственности и связана с принятием решения в короткие сроки, поэтому их тревожность повышена. Т.е. они лучше знают специфику и всю ответственность к деятельности, поэтому обладают оптимальным уровнем тревожности. Кандидаты, не имеющие данного опыта, могут недооценивать всю сложность поставленных перед ними задач, поэтому могут быть неспешны, обладать средним уровнем мотивации к деятельности, склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам. Кандидаты, имеющие низкий уровень тревожности, общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств. Эти результаты подтверждаются и результатами методики уровня субъективного контроля.

У 82,9% кандидатов вне зависимости от опыта работы в судебной системе высокий уровень общей интернальности. Это говорит о том, что все кандидаты на должность судьи ответственны, и по данному качеству будут успешны, занимая пост судьи, так как деятельность имеет индивидуальный характер и ответственность за принятое решение лежит только на судье.

Таким образом, в результате эмпирического исследования были выявлены индивидуально – психологические особенности кандидатов на должность судьи. Если их соотносить с профессионально – важными качествами, выявленными нами в теоретическом исследовании, то большая часть индивидуально – психологических особенностей совпадают с ПВК: целенаправленное восприятие, продуктивное и гибкое мышление, развитое пространственное воображение, высокий уровень развития интеллекта, умение выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, умение противостоять групповому влиянию, грамотность, способность к сотрудничеству, стрессоустойчивость, высокий уровень самоконтроля, целеустремленность, решительность, чувство ответственности за свои действия.

Кандидаты на должность судьи, имеющие опыт работы в судебной системе, отличаются следующими качествами, по сравнению с кандидатами, не имеющими такого опыта: высоким уровнем мотивации к деятельности, более серьезным и ответственным отношением к решению возникающих проблем, стремлением к достижению высоких результатов.

Список литературы:

1. Аминов И.И. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 458с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - M.: Perse, 2001. – 511 с.

3. Дикая Л.Г., Занковский А.Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1991. – 166 с.

4. Зайков Д.Е. Юридическая психология. - Москва: Юриспруденция, 2008.- 24 с.

5. 3акон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. От 22.08.2004) «О статусе судей в Российской Федерации». «Российская юстиция». – 1995. - №11.

6. Клеандров М.И. Стасус судьи. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2000. - 444 с.

7. Психологические особенности деятельности юриста [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.psy-files.ru/mat/osobennosti-lichnosti/200-uroven_subektivnogo_ kontrolja_usk.html (Дата обращения 20.12.16).

Просмотров работы: 1191