ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Вязова А.В. 1, Черноземов В.Г. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Из всех нарушений здоровья человека интеллектуальная недостаточность является самой распространённой. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с интеллектуальной недостаточностью. Из 600 тысяч общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с диагнозом интеллектуальная недостаточность.

Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют интеллектуальная недостаточность не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств [3].

Впроцессе адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья нуждаются в очень больших временных затратах на процесс обучения [8]. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемости и приспособленности к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [7].

Отставания в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной недостаточной двигательной активности. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма [1].

Несмотря на то, что интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. На сегодня также доказано, что адаптивная физическая культура и спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых младших школьников [6].

В работах С. П. Евсеева, А. А. Дмитриева и Л. В. Шапковой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных, в том числе и познавательных способностей, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.

Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п.; они развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств социального развития человека [4].

Постепенность и доступность дидактического материала на занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для совершенствования уже сформированных навыков, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Именно степень развития психоэмоциональной сферы и физического здоровья определяют в ребенке его готовность вступать в контакт с людьми, приобретать новый жизненный опыт, навыки самоконтроля в поведении и общении [5]. Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка определяет уровень его «человечности» — способность чувствовать и воспринимать другого человека, его переживания, адекватно реагировать на происходящее.

Актуальность: изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на детей с интеллектуальной недостаточностью. Особое значение придается как развитию интеллектуальных навыков умственно отсталого ребенка, так и развитию психоэмоциональной сферы ребенка и его физическому здоровью [2].

Цель исследования: оценить динамику показателей физического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся ритмической гимнастикой

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования.

  2. Оценить динамику физического развития (состояния) детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ритмической гимнастикой

Организация исследования. Основной метод исследования – экспериментальный.Исследование проходило на базе ГБОУ АО СКОШ №31 города Архангельска в два этапа. В педагогическом эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов, имеющих диагноз интеллектуальная недостаточность легкой степени тяжести, в количестве 15 человек. В исследовании принимала участие одна группа из 15 человек (девочки), имеющие основной диагноз – интеллектуальная недостаточность. Все исследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 9 лет, на конец исследования 10 лет.

Первый этап – декабрь 2014 года - сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования и проведение первичного тестирования.

.

Второй этап – ноябрь-декабрь 2015 года – проведение вторичного тестирования на той же группе детей.

Результаты исследования. В качестве основных показателей, для исследования оценки физического развития детей 9-10 лет с диагнозом интеллектуальная недостаточность, были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела и обхват грудной клетки, динамометрия и жизненная емкость легких, которые представлены в таблице 1. Эти показатели являются наиболее значимыми и важными в процессе развития и легко подвергаются измерениям и анализу.

Таблица 1 - Динамика показателей физического развития у исследуемых детей

Показатели (у.е)

Исследуемые группы

t -Критерий Стьюдента

2014 г.

2015 г.

Фактические(э)

Должные(к)

Фактические(э)

Должные (к)

Длина тела (см)

133,49±1,56

138,49±1,02

139,37±1,82

142,26±0,94

2,456*

Масса тела (кг)

32,07±2,03

34,95±0,76

36,07±1,84

37,64±0,74

1,458*

ОГК пауза (см)

66,60±1,81

68,53±1,48

68,93±1,82

70,0±1,5

0,910*

ОГК вдох (см)

69,20±1,73

71,93±1,45

71,73±1,76

73,0±1,45

1,027*

ОГК выдох (см)

64,60±1,75

66,33±1,48

66,73±1,75

66,93±1,55

0,862*

ЭГК (см)

4,6±0,32

5,6±0,21

5,0±0,2

6,07±0,37

2,543*

Динамометрия правой руки (кг)

13,27±1,14

13,43±0,72

14,07±0,96

15,83±0,43

0,536

Динамометрия левой руки (кг)

12,27±0,79

14,29±0,64

13,40±0,89

15,52±0,61

0,950*

ЖЕЛ (л)

1,12±0,04

1,5±0,04

1,27±0,05

1,62±0,03

2,295*

Анализируя данные динамики антропометрических показателей за период исследования, мы наблюдаем прирост у исследуемых по всем показателям.

Прирост средних значений длины тела обследуемых за год составил 4,5 %, масса тела увеличилась на 12,5%. Прирост окружности грудной клетки за год составил 3%.

Прирост показателей динамометрии правой руки у обследуемых детей составил 7,6% в течение года, а показатели динамометрии левой руки увеличились на 8,3%. Прирост средних показателей жизненной емкости легких составил 13,3%.

Проведя статистический анализ динамики средних показателей у обследуемых за период исследования, мы выявили, что различия между средними показателями длины тела, массы тела, окружности грудной клетки на вдохе, окружности грудной клетки на выдохе, экскурсии, динамометрии правой руки и показатели жизненной емкости легких достоверные, статистически значимые на уровне значимости 0,05 (р

Просмотров работы: 593