ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АРМЕЙСКИМ РУКОПАШНЫМ БОЕМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АРМЕЙСКИМ РУКОПАШНЫМ БОЕМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Сергеев М.Д. 1, Каркавцева И.А. 1, Кочнев А.В. 1, Чугина Л.М. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Армейский рукопашный бой (АРБ) занимает особое место среди видов спорта, так как представляет систему обучения, которая основана на элементах защиты и нападения, а также технических приемах разных видов единоборств. В настоящее время эта уникальная в своем роде система занятий и техника ведения боя развивается и набирает популярность среди разных возрастных групп, начиная с дошкольников и заканчивая людьми старшего и пожилого возраста [3].

Цель исследования — изучение влияния занятий армейским рукопашным боем на физическое и функциональное состояние человека.

Организация исследования. Для изучения, анализа и выявления особенностей учебно-тренировочного процесса АРБ были использованы анализ научно-методической литературы и личный опыт занятий данным видом спорта.

Результаты исследования. Исторические предпосылки возникновения армейского рукопашного боя уходит в далекое прошлое людей, когда рукопашный бой только зарождался во время охоты на диких животных и войнах племен [2].

Армейский рукопашный бой, как вид спорта, появился в 1979 году, когда в войсковой части, находящейся в городе Каунас, состоялся первый чемпионат воздушно-десантных войск. И с того самого первого боя, чемпионаты АРБ воздушно-десантных войск начали проводить ежегодно. Далее эта система обучения внедрилась уже во все роды войск Вооруженных Сил СССР. Но после развала СССР пошел спад в системе обучения армейского рукопашного боя в армии, а в военных училищах для подготовки АРБ будущих офицеров, отводилось менее 10 часов в год [1].

В последующем, благодаря огромному упорству и труду заинтересованных лиц в городах Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Свердловске, Красноярске армейский рукопашный бой вновь начал возвращаться в систему подготовки Вооруженных Сил.

На сегодняшний день армейский рукопашный бой представлен во многих федеральных округах, развивается в половине субъектов России, силовых и ведомственных структурах. Большой успех в развитии АРБ достигли не только Московская, Воронежская, Самарская области, но и Архангельская область. Хочется отметить, что в 2007 году было создание сайта Архангельского регионального отделения Международной федерации русского рукопашного боя (МФ РРБ). Огромный вклад в развитие АРБ в Архангельской области внес Филатов Иван Андреевич, руководитель Архангельского регионального отделения МФ РРБ.

Армейский рукопашный бой — это система обучения, которая заимствует технические элементы защиты и нападения из других видов единоборств. Во время практических занятий данным видом спорта развивается скоростные качества, хорошая реакция, гибкость, специальная выносливость, двигательно-координационные и силовые качества, так как учебно-тренировочный процесс требует больших физических усилий.

Технические приемы армейского рукопашного боя включают в себя удары руками и ногами, что представляет собой способы обороны ударам и захватам противника, защиту от ударов холодным оружием и угрозы огнестрельного оружия. Техника АРБ предназначена для обучения не только тех, кто знаком с разными единоборствами, но и для неподготовленных людей в короткий срок, поэтому техническая база состоит из разных движений, которые очень просты для изучения новичками.

В процессе обучения армейскому рукопашному бою людей, не имеющих специальной подготовки, применяют следующие основные методы [5]:

1) устный метод изложения, с помощью которого тренер объясняет материал, ставит задачи, оценивает и анализирует их выполнение;

2) наглядный метод, с помощью которого посредством зрительного восприятия технического действия представляется и формируется в голове образ изучаемого движения;

3) практический метод, который собственно представляет выполнение и отработку технических приемов.

Занятия армейским рукопашным боем положительно влияют на функциональное состояние организма занимающихся [4]:

1) повышается уровень общей физической подготовки, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализуется сердечный ритм;

2) увеличивается тонус и рельеф мышечного корсета, мускулатуры рук и ног; повышается скорость реакции и гибкость, развивая подвижность суставов;

3) улучшается психоэмоциональное состояние, создается благоприятный психологический фон для развития устойчивости к стрессовым ситуациям.

Кроме того, армейский рукопашный бой активно используется в учебно-тренировочных программах по самообороне [3] и является доступным видом самообороны для людей всех возрастных групп с разным уровнем физической подготовки.

Армейский рукопашный бой будет интересен для представителей всех возрастных групп не только юношей и мужчин, но и представительниц «слабого» пола. Данный вид спорта позволяет сломать психологический барьер в опасной ситуации, такой как защита при нападении. Занимаясь АРБ, человек сможет уверенно чувствовать себя в опасной ситуации и не паниковать, тренировки помогают развить стрессоустойчивость, снизить уровень тревожности такие личностные качества, как уровень тревожности и стрессоустойчивость. На практике, спустя пару тренировочных занятий можно убедиться, что приемы не требуют от вас «накаченных» мускулов, в данном аспекте куда более важны правильно поставленные и отработанные технические приемы и удары, которые помогут эффективно и мобильно справиться с противником в неравной весовой категории.

Обучение армейскому рукопашному бою предполагает использование разных технических методик учебно-тренировочных программ [2, 3]. Тем самым, процесс подготовки проходит эффективнее не только с точки зрения физической подготовки, но и с уклоном на психологическую подготовку. Поэтому при нагрузках необходимо быть внимательными к объему и интенсивности тренировочных заданий, избегая перетренированности и утомления организма. В любом возрасте недопустимо резкое изменение объема тренировочной нагрузки.

Что касается построения учебно-тренировочного процесса занятий АРБ, то оптимальным распределением тренировочного времени считается три дня примерно по два часа в течение недели, при этом необходимо пол, возраст, мотивацию занимающихся и их физическую форму. Тренировочные занятия, как правило, проводятся в закрытых помещениях, но могут проходить и на свежем воздухе, что также оказывает закаливающий эффект на организм занимающихся.

Учебно-тренировочный процесс занятий армейским рукопашным боем условно делится на 6 основных этапов:

1) предварительная подготовка (9-12 лет);

2) всесторонняя физическая подготовка (12-16 лет);

3) специальная подготовка в рукопашном бое (16-18 лет);

4) углубленная специализация по рукопашному бою (18-30 лет);

5) спортивное совершенствование (с 30 лет);

6) прекращение активных занятий спортом.

Заключение. Согласно проведенным исследованиям по изучению и анализу научно-методической литературы, можно сделать следующее заключение о том, что армейский рукопашный бой известен как система учебно-тренировочных занятий уже на протяжении многих десятилетий и применяется для обучения не только военных, сотрудников правоохранительных органов, но и гражданского населения.

Занятия армейским рукопашным боем оказывают положительное влияние не только на физическое, но и психоэмоциональное состояние человека. Данная система учебно-тренировочных занятий способствует повышению базового уровня развития физических качеств и двигательных способностей, а также развитию таких психологических качеств личности, как самооценка, мотивация и стрессоустойчивость. Кроме того, овладение основными двигательными умениями и навыками этой системы обучения является эффективным средством самообороны и защиты в опасной ситуации не только себя, но и близких людей.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что учебно-тренировочные занятия армейским рукопашным боем являются жизненно необходимой системой обучения и положительно влияют на физическое и функциональное состояние занимающихся независимо от их индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности.

Список литературы:

  1. Ознобшин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – М.: «НКВД РСФСР», 1930. – 228с.
  2. Рукопашный бой: Самоучитель / Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. – М.: «Культура и традиции», 1992. – 240с.
  3. Хацкевич Ю.Г. Рукопашный бой. – Мн.: Изд. «Харвест», 2002. – 144с. – (Самоучитель).
  4. Кадочников А.А. Боевые искусства. Боевая механика армейского рукопашного боя. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 117с.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
Просмотров работы: 945