ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Багрецов С.Ф. 1
1САФУ имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. Здоровье – это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе [1, 2, 9].

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Это определение можно рассматривать как «эталон абсолютного здоровья человека», подразумевая, что здоровье равнозначно понятиям «счастье», «гармония» и «красота» [10].

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей – быть здоровыми [5].

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% – от наследственности, на 20-25% – от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% – от работы национальной системы здравоохранения. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ) [3, 10]. В наше время здоровый образ жизни очень актуален. Актуальность здорового образа жизни сегодня вызвана, с одной стороны, возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, ухудшения продуктов питания, качества воздуха и воды, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Проблеме ЗОЖ уделяют внимание на всех уровнях: от жизненных принципов каждого человека, до политики государства, направленной на увлечение нации в спорт [4, 6, 7, 8].

Цель исследования: определить отношение студентов к здоровому образу жизни, а также их предпочтения.

В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Основными проблемами у современной молодежи являются признаки нездоровой жизни: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15–20 лет во многих странах «спортом для всех». Каждый год проводятся мероприятия «Лыжня России» и «Кросс нации». Основная их задача – привлечь молодежь к спорту. Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим жизни, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

По мнению социологов, анкетный опрос является наиболее важным и достоверным методом (до 60%) сбора первичной информации. Мы постарались разработать анкету таким образом, чтобы, интерпретируя ее результаты, можно было не только выяснить, каков уровень отношения к здоровому образу жизни, но также узнать, насколько увеличивается исполнительная функция, а значит, улучшается самоконтроль, тем самым можно противостоять искушению и решить проблемы.

Для выявления отношения к здоровому образу жизни нами было проведено анонимное анкетирование студентов I, II, III курсов высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Всего в опросе приняло участие 37 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Анализируя ответы респондентов на первый и второй вопрос анкеты: «Что такое на ваш взгляд, здоровый образ жизни и как Вы относитесь к здоровому образу жизни?» Была возможность предоставить несколько вариантов ответов и 67% опрошенных ответили, что здоровый образ жизни это образ жизни, направленный на сохранение здоровья, 45 % – это соблюдение режима дня и правильного питания и 29% – это занятия спортом и закаливание. Результаты опроса показали положительный результат, и работа, проводимая нами, повлияла на формирование здорового образа жизни студентов, у них повысился уровень знаний о здоровье, здоровом образе жизни, появился интерес и мотивация заниматься физическими упражнениями.

В одном из вопросов, студентам предлагалось оценить состояние своего здоровья и возможно ли вообще беречь здоровье? Варианты были следующие: «Да, не только возможно, но и необходимо», «Да, но жизнь становится беднее», «В меру все возможно», «Нет, это уж как сложится». Большинство (62%) оценило уровень своего здоровья, как удовлетворительный, 32% имеют отличный уровень здоровья и только 6 % анкетируемых затрудняются ответить. Это говорит о том, что молодое поколение стали принципиально относится к своему здоровью и вести правильному образу жизни.

На вопрос о вредных привычках большинство респондентов ответили, что они их не имеют (91%), у остальной части вредные привычки есть (9%) и они задумываются, как от них отказаться. Потому что ведение нездорового образа жизни в дальнейшем проявится с негативной стороны и здоровью будет нанесён непоправимый вред.

Здоровье – самое ценное, что мы имеем. Наверно, каждый из нас задавался вопросом: «Кто же в ответе за наше здоровье?". Есть знаменитая пословица: «Здоровье дороже денег». Никто не будет отрицать ее важность. Потому что невозможно назвать точную цену нашему здоровью. Поэтому только хорошее здоровье и хорошая физическая форма имеют истинную жизненную ценность. Можно с уверенностью сказать, что наше здоровье зависит от нашего отношения к себе. Здоровый образ жизни, не курить, не пить – это не пустые слова. Если мы будете придерживаться этих правил, то нам будет легче быть в хорошей форме, у нас будет здоровое сердце, здоровые легкие и здоровый вид, что немаловажно. Здоровье нужно закалять и сохранять. Для того, чтобы сохранить здоровье 70% опрошенных ответили, что они занимаются спортом, посещают различные спортивные секции, а ещё 56% высказали мнение об отказе от вредных привычек. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. Если хочешь быть здоровым, целеустремленным, успевающим человеком, то здоровый образ жизни это действительно то, чему мы отдаем предпочтение. Будет замечательно, если мы займемся спортом. Это принесет нам не только здоровье, но также хорошее настроение, друзей и любимое занятие.

Занятия физкультурой – одна из основных составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, – не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Список литературы:

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М. : Совет. Спорт, 1996. 587 с.

2. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1990.

3. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев,1980.

4. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. М. : "Знание", 1990. 160 c.

5. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Алфа-М, 2003. 405 с.

6. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва,1992.

7. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.

8. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. – М.: Медицина, 1988. 192 с.

9. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие / И.Е. Корельская, И.А. Каркавцева, Н.В. Блохина[и др.]; под общ. ред. И.Е. Корельской; Сев.(Арктич.)федер.ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 107 с.

10. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493 (дата обращения: 30.11.2016).

Просмотров работы: 553