Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. . [ 1,2,3,4]
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях. . [5,6,7,8]
Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.
С началом систематического обучения (дошкольные и школьные заведения) в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5–7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы. Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры. . [1, 2]
Выявленные факты показали, что количество детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, в связи с этим, рассмотрение этой проблемы в исследовании является актуальным.
Объект исследования: профилактика нарушений осанки.
Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: оценить особенности физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и здоровых детей.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
2) определить методы экспериментальной работы;
3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников;
4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.
Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.
Объект и методы исследования. Педагогический эксперимент был организован на базе Государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения Архангельской области « Архангельская санаторная школа – интернат № 1 » в период с 6 апреля по 6 мая 2016 года.
В исследовании принимали участие 2 группы детей
1 группа (экспериментальная) – 10 человек, имеющие основной диагноз – нарушение осанки.
2 группа (контрольная) – 10 человек, учеников МБОУ СОШ № 2 г. Вельск, совершенно здоровые дети.
Дети, участвующие в эксперименте, имели на момент тестирования возраст 9 – 10 лет.
Исследование включало в себя:
Обзор литературных источников.
Антропометрические исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость лёгких.
Метод статистической обработки данных.
Метод «Критериев знаков»
Центильный метод.
Двигательное тестирование: силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса; тест на гибкость; челночный бег.
Динамометрия.
Анализ литературных источников – это важная часть любого научного исследования.
Изучение литературных источников может быть вспомогательным средством или выступить как самостоятельный метод исследования.
Антропометрическое исследование.Метод антропометрических исследований используют для оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряд функциональных показателей.
Измерение роста ( длины тела) проводилось в положении стоя при помощи ростомера. Ребенок становился на площадку ростометра, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная палка прикладывается к голове без надавливания.
1. Измерение массы тела проводилось на напольных медицинских весах. Взвешивание проводится без верхней одежды, утром, обследуемый , стоит в неподвижном состоянии на середине площадки весов.
2. Измерение окружности грудной клетки проводилось так: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывали горизонтально, сзади под углами лопатки, спереди по околоушным кружкам, а у девушек над молочными железами. Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания.
3. Спирометрия – это прибор для измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальное количество воздуха, выдыхаемого при усиленном выдохе, или выдыхаемого при усиленном вдохе. Исследуемый, после максимального вдоха с закрытым носом медленно выдыхает в трубку, при этом отмечают, до какого деления шкалы произошел максимальный подъём. Исследование проводят трижды, с небольшими промежутками, и вычисляют среднюю ЖЕЛ.
4. Метод статической обработки данных использовался для обработки результатов и для их сравнения. Обработка результатов проводилась по системе Стьюдента.
5. Метод «Критерия знаков» - используется при проверке нулевой гипотезы о равенстве медиан двух, непрерывно распределенных случайных величин.
Критерий применяется к паре связанных выборок. Это непараметрический критерий, то есть он не использует никаких данных о характере распределения, и может применяться в широком спектре ситуаций, однако при этом он может иметь меньшую мощность, чем более специализированные критерии.
6. Центильный метод – метод даёт реальную характеристику показателей в сжатом виде. Центильные оценки наиболее строго и объективно отражают распределение величин измерений. У здоровых детей данной возрастно – половой группы. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака распологают по классам, от минимального до максимального значения и путём математического преобразования весь ряд делят на сто частей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определённой процентной( центильной) доли всех детей возрастно - половой группы. Используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3(5), 10, 25, 50, 75, 90, 95 центилей. Размеры всех центильных интервалов неодинаковы.
7. Динамометрия – проводят с помощью специальных, пружинных втулках, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающий силу мышц.
Двигательное тестирование. 1. Силовая выносливость мышц (СВМ) спины измерял следующим образом. Ставятся 2 стула, на стулья кладётся гимнастический мат для мягкости. Ребёнок ложится, что спина и голова находится на весу, руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удерживания туловища на весу определяется по секундомеру. (Рисунок 1)
Общие указания и назначения: дается обработанный тест, голова не запрокидывается за спину, секундомер включается сразу же в момент опускания туловища или руки убраны с пояса.
2.Силовая выносливость мышц (СВМ) пресса измерял следующим образом. Ребёнок лежит на гимнастическом мате, руки вдоль туловища. За тем он свободно поднимает ноги углом 45 градусов в положении лёжа ни спине, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении.
Результат: время удерживания определяется секундомером. (Рисунок 2)
Общие указания и замечания: ноги не сгибать, секундомер выключается в момент опускания ног.
Ребёнок лежит на мате таким образом, что верхняя часть туловища и голова находятся на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем.
3. Тест на скорость (челночный бег): 3 отрезка по 10 метров, бег максимально быстро. В конце каждого отрезка нужно задеть ладонью пол.
4. Тест на гибкость: исследуемый встает на скамейку, носками касается края скамейки. Спокойно, без лишних движений, делает наклон вперёд ладонями вниз.
Задача каждого: максимально произвести наклон вперёд, чтобы измерить гибкость исследуемого.
Если ребёнок наклонился ниже скамейки то результат идет со знаком «+», а если только до скамейки и меньше, со знаком «-».
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были получены следующие показатели, которые сведены в таблицах и представлены на рисунках.
В качестве основных показателей физического развития для детей с нарушением осанки были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких. Эти показатели являются наиболее значимыми в процессе развития, так как легко подвергаются измерениям и анализу.
Таблица 1 – Антропометрические данные девочек 9 – 10 лет
Показатели |
Группы |
Критерий Стьюдента |
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Длина тела (см) |
136,2 ± 3,79 |
136,3 ± 6,23 |
80,3 |
Масса тела(см) |
31,27 ± 4,08 |
31 ± 3,54 |
14,03 |
ОГК в покое (см) |
64.7 ± 4.32 |
65,3 ± 9.8 |
46,04 |
ЖЕЛ |
1,68 ± 0,15 |
2,15 ± 0,22 |
16 |
В результате проведения измерений выяснил, что средний рост девочек с нарушением осанки составляет 136, 2 см, масса тела составляет 31,27 кг, ОГК в покое составляет 64,7 см, жизненная емкость легких составляет 1,68 л. Полученные показатели соответствуют средним возрастным величинам. (Таблица 1)
Также я измерял показатели у здоровых детей из г. Вельск (МБОУ СОШ №2) и выяснил, что средний рост у девочек составил 136,3 см, масса тела 31 кг, ОГК в покое 65,3 см, жизненная ёмкость лёгких 2, 15 л. Полученные показатели соответствуют средним возрастным величинам.
Все антропометрические показатели находятся в пределах 25 – 75 центилей. Таким образом, используя центильный метод исследования, можно сделать вывод, что девочки обоих групп имеют среднее гармоничное развитие, что соответствует данному возрасту.
В ходе исследования младших девочек с нарушение осанки и здоровых девочек, было выявлено, что антропометрические показатели у здоровых детей в окружности грудной клетки и жизненной емкости легких над детьми с нарушением осанки преобладают незначительно. Различия между этими признаками достоверные, статистически значимые на уровне значимости от 0,05.
В показателях длины и массы тела существенных различий я не обнаружил.
Таким образом, из всех полученных данных в нашем исследовании, физическое развитие экспериментальной и контрольной групп являются гармоничным, и соответствует среднему значению для их возрастной группы.
Оценка результатов двигательного тестирования:
Двигательное тестирование проводилось для оценки уровня двигательной активности детей. Результаты тестирования экспериментальной группы (дети с нарушением осанки) и контрольной группы (здоровые дети) показаны на графиках.
Рисунок 1 – СВМ спины девочек 9 – 10 лет
Из графика 1 видно, что силовая выносливость спины у детей с нарушением осанки значительно выше, чем у здоровых детей. Это связано с тем, что у детей с нарушением осанки все упражнения направлены на укрепление спины, и по - этому у них спина более выносливая, чем у здоровых детей.
Так как вычисленное t – (0,91) меньше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем СВМ спины у экспериментальной и контрольной группы не достоверны, статистически не значимы на уровне значимости P >0,05
Рисунок 2 – СВМ пресс девочек 9 – 10 лет.
Из графика 2 видно, что показатели силовой выносливости пресса у детей с нарушением осанки значительно выше, чем у здоровых детей. Это связано с тем, что у детей с нарушением осанки укрепление пресса идет как одно из основных упражнений и начинают они его развивать уже с первого класса. По - этому пресс у таких детей более вынослив, чем у здоровых детей, что и показал нам график.
Так как вычисленное t – (27,85) больше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем СВМ спины у экспериментальной и контрольной группы достоверны, статистически значимы на уровне значимости P < 0,05.
Рисунок 3 – динамометрия правой руки у девочек 9 – 10 лет.
Из графика 3 я выяснил, что сила в кисти у детей с нарушением осанки больше чем у здоровых детей. Это объясняется тем, что нарушение осанки ни как не должно влиять на силу кисти, и что у таких детей сила в кисти может быть больше , чем у здоровых детей.
Так как вычисленное t – (7,36) больше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем динамометрия правой кисти у экспериментальной и контрольной группы достоверны, статистически значимы на уровне значимости P < 0,05.
Рисунок 4 – динамометрия левой кисти у девочек 9 – 10 лет.
Из графика 4 я выяснил, что сила кисти у экспериментальной группы детей выше, чем у детей контрольной группы. Это объясняется тем, что нарушение осанки ни как не должно влиять на силу кисти, и что у таких детей сила в кисти может быть даже больше, чем у здоровых детей.
Так как вычисленное t – (4,56) больше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем динамометрии левой кисти у экспериментальной и контрольной групп достоверны, статистически значимы на уровне значимости P < 0,05.
Рисунок 5 – измерение гибкости у девочек 9 – 10 лет.
Из графика 5 я выяснил, что гибкость спины у детей экспериментальной группы лучше, чем у детей контрольной группы. Это можно объяснить тем, что у детей с нарушением осанки почти все упражнения направлены на укрепление спины, и по - этому спина у таких детей хорошо развита. То, что у здоровых детей гибкость спины хуже можно объяснить тем, что они мало времени уделяют растяжке и физическим упражнениям на мышцы спины. По – этому и такой результат.
Так как вычисленное t – (4,82) больше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем гибкости спины у экспериментальной и контрольной группы достоверны, статистически значимы на уровне значимости P < 0,05.
Рисунок 6 – скоростные качества (челночный бег) у девочек 9 – 10 лет.
Показатели в тесте на скорость у детей контрольнойгруппы были лучше чем у эксперементальной группы детей. Это можно объяснить тем, что здоровые дети более развиты, чем дети с нарушением осанки. Еще это можно объяснить тем, что детям с нарушением осанки не всем можно бегать, по – этому к беговой скорости они приспособлены хуже, чем здоровые дети.
Так как вычисленное t – (0,19) меньше всех критических ( t0,05 – 2,10; t0,01 – 2,88; t0,001 – 3,92), то различия между средним показателем СВМ спины у экспериментальной и контрольной группы не достоверны, статистически не значимы на уровне значимости P >0,05.
Проанализировав результаты тестирования физических качеств у девочек 9 – 10 лет можно сделать следующие выводы:
Здоровые девочки превосходят девочек с нарушением осанки в росте, жизненной ёмкости лёгких, окружности грудной клетки, скоростных показателях.
Как видно из графиков (с 1 по 5) силовая выносливость, гибкость и сила в кисти у девочек с нарушением осанки выше, чем у здоровых детей.
По данным величинам девочки с нарушением осанки значительно опережают здоровых девочек.
По t - Стъюденту СВМ спины и тест на скорость являются не достоверными, статистически не значимыми. Остальные показатели у обоих групп были больше t – табличных.
Таким образом, представленные графики свидетельствуют о том, что девочки с нарушением осанки почти по всем показателям опережают здоровых девочек. Только в тесте на скорость экспериментальная группа отстала от контрольной, так как здоровые девочки более развиты в беге, нежели девочки с нарушением осанки.
Список литературы:
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.: Т. Ц. сфера, 2004.
Домашний Доктор / серия из 4-х книг / Советы американских врачей / –– Ридерз Дайджест, Москва 2000-2004.
Дубровская А.О., Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А.О Дробинская. – М. : Издательство Юрайт. 2014 год. – 527с – серия Бакалавр. Базовый курс.
Ковалько В.И., Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. Москва, ВАКО, 2005.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы., Москва, Просвещение, 2011.
Нарушение осанки. Типичные ситуации. / Сборник под редакцией Мирской Н. М.: Чистые пруды, 2005.
Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.
Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений/ Журнал «Управление ДОУ» №1-2006.