МЕСТО ГТО В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕСТО ГТО В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Абакумова Д.М. 1, Лебедева М.П. 1
1ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На сегодняшний день в Российской Федерации наметилась положительная тенденция развития физической культуры и спорта, в первую очередь это связано с улучшением материально-технической, организационной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения [4]. Спорт выступает одним из важнейших элементов социальной политики государства, он способствует формированию здорового образа жизни и здоровья нации. Нельзя забывать, что человек должен быть не только физически сильным, но и сильным духом, и именно спорт помогает достичь этой гармонии, формирует характер человека и его силу воли.

Анализ литературных источников по теме исследования позволяет сделать вывод об усилении актуальности проблемы ухудшения физического и психологического состояния молодежи. При проведении контрольных испытаний в вузах страны был выявлен низкий уровень физической подготовленности студентов [8].

Для того, чтобы повысить уровень физической подготовленности, улучшить качество жизни граждан, способствовать гармоничному развитию личности и сформировать у неё потребность в систематических занятиях спортом, ведь здоровье человека в большей степени зависит от него самого, Российская Федерация постепенно возвращается к системе ГТО.

Цель: выявить место ГТО в физкультурно-спортивной деятельности студентов, в частности 1 курса ВШЭУиП Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ), степень их подготовленности и желания к сдаче норм ГТО.

Задачи: изучить основы комплекса ГТО и историю его возрождения, определить значимость сдачи норм ГТО для здоровья граждан, охарактеризовать необходимые доработки для улучшения Комплекса ГТО, провести анкетирование среди студентов 1 курса ВШЭУиП Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ) и сделать соответствующие выводы по результатам исследования.

Материалы и методы: изучение научных источников, анкетирование студентов 1 курса ВШЭУиП Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ).

Результаты исследования и их обсуждение

ГТО («Готов к труду и обороне»)  это физкультурно-спортивный комплекс, охватывающий все возрастные группы населения, благодаря которому страна воспитала большое количество сильнейших профессиональных спортсменов, и который поспособствовал развитию многих полезных привычек и навыков у советских граждан. Проект Комплекса был разработан в 1931 г. и с просуществовал в нашей стране до 1991 г.

На совещании по развитию детско-юношеского спорта в 2013 г. было замечено, что несмотря на активное продвижение ценностей здорового образа жизни, многие дети все равно имеют серьезные хронические заболевания [1]. В том же 2013 г. было выдвинуто предложение о возрождении ГТО.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. № Пр-756, а также приказа Минспорта России от 6 мая 2013 г. № 245 «О разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»[8]. Через год президент В.В. Путин в целях совершенствования системы физического воспитания и спорта подписал указ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [3]. Аббревиатура Комплекса была оставлена прежней в дань традициям, однако, теперь расшифровывается, как «Горжусь тобой, Отечество».

Комплекс рассчитан на возраст от 6 до 70 лет и старше, поэтому выделяют 11 ступеней для различных возрастных групп населения. Для каждой ступени в Комплексе указаны виды физических испытаний и нормативы, знания и умения, которыми должны обладать граждане, а так же рекомендации к двигательному режиму. К испытаниям допускаются только те лица, которые прошли медицинское освидетельствование. Сдача ГТО предполагает три уровня сложности: золотой, серебряный и бронзовый. Участники награждаются определенными знаками отличия, при выполнении Комплекса на тот или иной уровень. Если же лицо выполнило нормативы на уровень ниже бронзового, то ему выдается свидетельство «Участник» [5].

Студенческие годы приходятся в среднем на возраст 18-29 лет, что соответствует 6-ой ступени Комплекса. Женщины этой ступени могут пройти 11 видов испытаний, мужчины – 10 видов. Для того, чтобы получить знак отличия ГТО, женщинам и мужчинам данной возрастной категории необходимо выполнить на золотой знак отличия  8 испытаний, на серебряный  7 испытаний и на бронзовый  6 испытаний [5]. На сегодняшний день продолжается апробация Комплекса, которая началась с сентября 2014 г., а с января 2018 г. планируется его внедрение среди всего населения страны.

Только сильный духом, уверенный в себе, а так же физически здоровый человек сможет добиться успеха в жизни, поэтому программа ГТО направлена на продление жизни населения и на то, чтобы привить ему любовь к спорту, физической активности, развить выносливость, координацию, силу воли. Безусловно, цели ГТО носят только положительный характер, однако, несмотря на то, с каким энтузиазмом население приняло эту программу, нельзя не обратить внимание на ее несовершенство.

В.В. Путин предложить привлекать население к спорту, в частности к сдаче норм ГТО, с помощью различных льгот. Например, с 2015 г. абитуриентам, имеющим золотой или серебряный значок ГТО, к набранной сумме баллов ЕГЭ добавляют дополнительные 10 баллов. Эти лица, уже будучи студентами, могут претендовать на повышенную академическую стипендию.

Однако, лица, желающие заниматься спортом, в большинстве случаев сталкиваются с проблемой того, что посещение спортивных секций и тренажерных залов не является бесплатным, и не у всех есть возможность выделять такие суммы из своего бюджета. После распада СССР вопрос формирования здорового, физически активного населения отошёл на второй план [5]. Часть стадионов была приватизирована и использовалась в качестве рынков, остальные сооружения преданы естественному разрушению, а государственное финансирование, направленное на поддержание материально-технической базы и массового физкультурно-оздоровительного движения практически прекратилась [4].

Для того чтобы нация росла здоровой, сильной и выносливой, нужно создать условия для развития детского массового спорта. Необходимо организовать детские и юношеские спортивные школы, которые были бы доступны каждому, не только в центральных городах, но и в регионах. Невозможно привлечь молодое поколение к физической активности, если на сегодняшний день во дворах отсутствуют даже турники и баскетбольные кольца, в городе нет мест для катания на велосипедах, а посещение различных секций требует больших денежных вложений.

«Запуск программы ГТО остро ставит вопрос о площадках для занятия спортом. Нам нужна сеть некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы. То есть в шаговой доступности»,  заявил В.В. Путин [6]. Но на внедрение программы требуется, только по официальным данным, около полутора миллиарда рублей, которые остались после Олимпиады в Сочи в 2014 г. [8]

Физкультурно-спортивная деятельность – это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровое и гармоническое развитие личности, и её эффективную самореализацию в обществе [2]. Если говорить о физкультурно-спортивной деятельности студентов, то опять же возникает проблема отсутствия материально-технической базы для подготовки к ГТО. Не каждый вуз имеет в распоряжении бассейн, лыжную базу, так же нет тиров для тренировки меткости стрельбы. Студентам негде тренироваться для улучшения своих показателей.

Комплекс ГТО не предусмотрен для лиц, отнесённых к специальной и подготовительной медицинским группам. Эти лица имеют противопоказания и ограничения по характеру и количеству физической нагрузки, но в Комплексе нет никаких указаний, как им можно получить значок отличия ГТО, кроме ссылки на то, что виды и количество испытаний для них определяются медицинскими работниками [7].

Указанная часть молодого населения составляет по статистическим данным около 53% от общего числа обучающихся. Такую большую группу нельзя изолировать от права участия в программе, поэтому существует острая необходимость подробной регламентации участия этой категории молодежи в выполнении Комплекса ГТО [7]. Пока это не произойдет, будет существовать проблема того, что ГТО просто некому сдавать, т.к. число студентов с основной группой здоровья с каждым годом становится все меньше и меньше.

Комплекс включает в себя жесткие нормативы, которые тяжело даются любителям, а т.к. больше половины населения из-за состояния здоровья не смогут сдать установленные нормативы, необходимо пересмотреть и доработать методологию, нормативно-тестирующие требования и подходы программы и превратить ее в отдельный вид физической активности, факультативную, а не общеобязательную дисциплину.

Актуален и вопрос квалификации тренеров, занимающихся обучением молодежи. Тренера «старой закалки», которые могли работать на одном энтузиазме, уходят на пенсию, у молодых специалистов же на первое место выходит получение прибыли, их больше привлекает работать не в ДЮСШ, а в фитнес-клубах. Поэтому опять же возникает необходимость создания условий для работы и повышение заработной платы. Очень важно подготовить таких специалистов, которые могли бы привлечь студентов к сдаче ГТО и к физкультурно-спортивной деятельности в целом не с помощью принципа необходимости и санирующих мер, а по-настоящему заинтересовав.

С целью выявления степени подготовленности студентов 1 курса ВШЭУиП Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ) и их желания сдавать ГТО, нами была разработана анкета и опрошено 50 студентов. Т.к. ГТО планируется ввести с 2018 г., то студенты, которые сейчас обучаются на 1 курсе, становятся потенциальными участниками данной программы.

Согласно полученным данным было установлено, что возраст опрошенных составляет 17 лет (8%), 18 лет (80%) и 19 лет (12%), 96% опрошенных  студенты женского пола, 4%  студенты мужского пола.

Что такое ГТО, знают 96% студентов, только 4% затруднились ответить. С этим понятием 58% опрошенных ознакомил преподаватель, 18%  узнали о ГТО от родителей или друзей, 14%  узнали из СМИ (газеты телевидение, радио, методическая литература), 4%  прочитали в Интернете и 6%  затруднились ответить на данный вопрос.

О том, что в России планируется возродить программу ГТО слышали 90% опрошенных, 8% студентов указали, что слышат об этом впервые, и 2% студентов затруднились ответить. На вопрос «Считаете ли вы нужным поощрять участников программы ГТО с помощью специальных значков отличия?» утвердительно ответили 80% студентов, отрицательно  8%, затруднились ответить  12%, а на вопрос «Считаете ли вы нужным поощрять участников программы ГТО с помощью льгот?» утвердительно ответили 48% опрошенных, 30%  затруднились с ответом, 22%  ответили отрицательно.

К основной группе здоровья себя отнесли 42% студентов, к подготовительной  48%, а к специальной  10%. Не имеют ограничений к занятиям физкультурой и спортом 46% студентов, 48% студентов имеют ограничения, освобождены от сдачи нормативов, а 6%  освобождены от занятий физкультурой на год. Из полученных данных можно сделать вывод, что меньше половины студентов 1 курса могут стать потенциальными участниками программы ГТО, остальные же по состоянию здоровья не могут сдавать установленные нормативы.

Результаты ответов на вопрос «Приходилось ли вам сдавать нормы ГТО?» представлены на следующей диаграмме (рис.1).

Рисунок 1. Статистика ответов на вопрос «Приходилось ли вам сдавать нормы ГТО?» студентов 1 курса ВШЭУиП

Так же было выявлено, что число студентов с основной группой здоровья, которые в будущем планирует сдавать нормы ГТО, несколько превышает число тех студентов, которые не планируют сдавать ГТО, и это говорит о том, что программа все же найдет отклик и заинтересует обучающихся (рис.2).

Рисунок 2. Статистика ответов на вопрос «Приходилось ли вам сдавать нормы ГТО?» студентов с основной группой здоровья 1 курса ВШЭУиП

Только 6% опрошенных сдавали нормы ГТО и получили значок отличия, 20% сдавали нормы ГТО, но не получили значок отличия, и 74% студентов не сдавали нормы ГТО.

Принцип общеобязательности норм ГТО не находит поддержки у студентов, больше половины участников анкетирования (64%) считают, что сдача норм ГТО должна быть добровольной (так же ответили 71,4% студентов с основной группой здоровья). На вопрос «Считаете ли вы нормы ГТО обязательными для сдачи?» только 14% опрошенных ответили, что сдавать нормы ГТО обязательно для всех людей, без ограничений в возрасте, 0%  обязательно только для лиц школьного возраста, 2%  обязательно только для лиц старше 18 лет, 16% не считают, что сдавать нормы ГТО важно и нужно, а 4% студентов затруднились с ответом.

Результаты ответов на вопрос «Оцените, как бы вы справились с нормами ГТО, если бы вам пришлось сдавать их на данный момент» представлены на диаграмме (рис.3).

Рисунок 3. Статистика ответов на вопрос «Оцените, как бы вы справились с нормами ГТО, если бы вам пришлось сдавать их на данный момент» студентов 1 курса ВШЭУиП

На удовлетворительно оценили свои силы большинство опрошенных  48%, что говорит о недостаточной физической подготовленности студентов.

Однако, результаты ответов на этот же вопрос студентов с основной группой здоровья несколько отличаются.

Большинство потенциальных участников программы ГТО оценило свои силы на оценку «хорошо». Это может свидетельствовать о том, что в будущем студенты основной группы могут с успехом сдать нормы ГТО и получить значок отличия.

Все полученные результаты представлены на диаграмме (рис.4).

Рисунок 4. Статистика ответов на вопрос «Оцените, как бы вы справились с нормами ГТО, если бы вам пришлось сдавать их на данный момент» студентов с основной группой здоровья 1 курса ВШЭУиП

Заключение

Для того, чтобы сформировать привычку здорового образа жизни, выработать у молодого поколения авторитет и желание к сдаче ГТО, в России необходимо провести реформирование подхода к физкультуре и спорту, создать необходимую тренировочную базу. Так же необходимо уделять внимание медицине и экологии, т.к. по полученным данным больше половины населения страны имеют хронические заболевания и серьезные проблемы со здоровьем.

Несмотря на необходимость некоторых доработок, невозможно отрицать, что система ГТО способствует выработке любви к спорту, способствует воспитанию патриотизма и стремления к самосовершенствованию души и тела. По полученным данным Комплекс ГТО в будущем может занять одно из мест в физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Список литературы

1 Ефремова, Н.Г. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации / Н.Г. Ефремова, А. Цуркан, И.О. Скоморохова // Молодой ученый.  2014.  №21.  С. 725726.

2 Жукова, О.Л. Педагогика: Технология и теория обучения: учеб. пособие / О.Л. Жукова, Л.В. Быкова.  Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008.  140 с.

3 Иванов, О.Н. ГТО: прошлое и настоящее / О.Н. Иванов, М.А. Титенева // Вестник Югорского государственного университета.  2016.  №1(40).  С.174176

4 Козин, С.В. ГТО: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] / С.В. Козин, П.М. Кольцов // Электронный периодический журнал «SCI-ARTICLE.RU».  2015.  №23(июль).  URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1436620490 (дата обращения: 28.11.2016 )

5 Официальный сайт «ГТО»  система физкультурно-спортивного воспитания [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.gto.ru (дата обращения: 28.11.2016)

6 Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 28.11.2016)

7 Парфенова, Л.А. Предложения по совершенствованию нормативно-тестирующей части комплекса ГТО / Л.А. Парфенова, Г.А. Гордеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  2014.  №9(115).  С. 114119

8 Шумилин, И.В. От норм ГТО к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.  2014.  №3.  С.5460

Просмотров работы: 816