Согласно государственной программу «Развитие физической культуры спорта и здоровья», целевым индикатором программы является увеличение доли «учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов от 47 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году» [3]. Таким образом, на федеральном уровне подчёркнута значимость физической активности для развития обучающихся. [1, 4]. Особое внимание необходимо уделить именно группе «студентов», так как её отличает несколько факторов, затрудняющих проведение систематических групповых занятий физкультурой: недостаток времени и низкая степень внешнего контроля со стороны образовательной организации. В связи с этим, выявить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом является актуальным.
Цель исследования определение отношения студентов к спорту в целом.
Организация исследования. В ноябре 2016 г. было проведено исследование спортивных предпочтений студентов ВШЭНиГ, в котором приняли участие 99 юношей и 35 девушек (общее количество респондентов 134 студента очной формы обучения, в возрасте 19-20 лет). Целью анкетирования стало определение отношения студентов к спорту в целом, и к отдельным его видам.
В зависимости от периодичности занятиями спортом, было выделено 3 группы респондентов: «студенты, не занимающиеся спортом», «спортсмены-любители», «спортсмены-профессионалы». Распределение студентов по группам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 Распределение студентов по отношению к занятиям спорта, %
Таким образом, как показывает данная диаграмма, большинство студентов обоих полов относят себя к спортсменам любителям, то есть они занимаются спортом периодически: 57,1 % девушек и 81,2% юношей. Как мы видим, существуют диспропорции в распределении ответов между полами – юноши показали большую заинтересованность в занятиях физической культурой, кроме того среди них есть 4 спортсмена – профессионала. Различия можно связать в первую очередь со существующими стереотипами, которые предписывают большую степень физической активности юношам. Можно сделать вывод, что целевые показатели в отношении девушек не были выполнены, что является негативным фактором, свидетельствующем о малой эффективности проведения государственной программы.
Один из исследователей психологии студенческой деятельности Ф. Ньюман отмечает, что под вовлечённостью студентов подразумевается психологическое инвестирование и прилагаемые усилия в работе [5]. Таким образом, это подразумевает зависимость между достигнутыми результатами и удовлетворением студента при выполнении задания. Следовательно, для вовлечения студентов в спортивную деятельность, необходимо формирование видовых предпочтений. Распределение спортсменов—любителей по предпочитаемым видам спорта представлено на рисунке 2.
a) б)
Рисунок 2 Наиболее популярные виды спорта среди спортсменов любителей (а- юноши, б – девушки)
Как показывают данные диаграммы наибольшим спросом среди юношей и девушек пользуются командные спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол (35% девушек и 50% юношей), причём наиболее предпочтительным видом является футбол. Это можно объяснить следующими особенностями игр:
формат соревнования повышает интерес к посещению занятий;
имеют дополнительную функцию, связанную с удовлетворением потребности в общении и с социализацией личности;
меньшая степень персональной ответственности за достигнутый результат;
студентам труднее пропускать тренировки из-за наличия группового давления.
Также довольно велики группы спортсменов, которые либо не имеют конкретного вида специализации, либо посещают тренажерный зал и фитнес. Причём удельный вес этой группы среди девушек составил 25%, а среди юношей 15%, большое количество студентов в обоих случаях связано с меньшими требованиями в данных видах спортивной деятельности. В целом, различия в ответах девушек и юношей незначительны и в основном связаны с предпочтением юношами таких более агрессивных и травмоопасных видов, как бокс, хоккей, сноубординг, парусный спорт, в то время, как девушки занимаются танцами и плаванием.
Стоит также отметить, что традиционные виды спорта: бег, лыжи, лёгкая и тяжёлая атлетика имеют малый удельный вес в обоих случаях. В целом, спортивные предпочтения студентов складываются из множества факторов: популярность конкретного вида спорта, наличие необходимой инфраструктуры (спортивных школ, стадионов и т.д., их местоположение), финансовые затраты, связанные с занятиями, а также с конкретными целями, которые преследуют студенты. Например, были выявлены различия в определении факторов, в большей степени негативно влияющих на здоровье: для юношей – это вредные привычки и низкая степень информированности в сфере ЗОЖ, в то время как для девушек – это неправильное питание и плохая экология.
В целом студенты высказали готовность к занятиям физической культурой и большинство выявляет взаимосвязь между ними и успешностью профессиональной деятельности. При этом ответ «не знаю» на данный вопрос дали только студенты, которые в данный момент дополнительно не занимаются спортом, таким образом, занимающиеся им удовлетворены эффектом.
Анкетирование показало, что 100% учащихся положительно относятся к спортивной деятельности, однако около 8% относятся к занятиям физической культурой в университете «безразлично». В то же время все студенты определили необходимую периодичность занятий спортом, не реже 1 раза в неделю. Распределение ответов на рисунке 3.
а) б)
Рисунок 3 Распределение ответов студентов в отношении оптимального количества занятий спортом в неделю, диаграммы расположены в порядке снижения вовлечённости в спортивную деятельность (а- юноши, б- девушки)
Как показывает диаграмма, большинство студентов во всех группах считают, что оптимальное число занятий физкультурой составляет 2-3 раза в неделю. При этом профессиональные спортсмены отдают предпочтение ежедневным занятиям спортом, а при снижении степени вовлечённости студентов в занятия физической культурой снижается и прогнозируемое число занятий. В целом, студенты основной причиной отсутствия дополнительных физических занятий связывают с недостатком времени, который отрицательно сказывается и на продолжительности сна. Несмотря на это самые высокие показатели по продолжительности сна были зафиксированы среди профессиональных спортсменов, максимальное значение составило 10 часов. Данный результат может быть связан со следующими факторами:
благоприятным воздействием спорта на психологическое состояние, в результате чего снижается уровень стресса в организме;
выработка в процессе спортивной деятельности таких социально значимых качеств, как способность концентрироваться;
умения рационально распределять время и развитие навыков тайм-менеджмента.
Результаты данной работы имеют практическое применение, их можно использовать в следующих случаях:
при составлении государственной программы по развитию физической культуры Архангельской области и определении объёмов финансирования по конкретным видам спорта, так как одним из основных принципов бюджетирования ориентированного на результат (БОР) является повышение степени удовлетворённости населения в оказываемых условиях (то есть перераспределение ресурсов в наиболее предпочтительные области);
при планировании занятий физической культурой в университете, так как эффект от занятий будет выше при более высокой степени заинтересованности студентов, то есть их вовлечённости [2] (перераспределение учебной нагрузки по видам спорта).
Список литературы
Гаврилова Н.Н., Маньшина Т.В. Анненкова А.В. Анализ самостоятельной деятельности студентов в спортивных мероприятиях вуза// Вестник КарГу.2012, №10
Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения //Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 141-147
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 (ред. от 01.07.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»// СПС «Консультант-плюс»
Туренков А. Н., Скотникова Л. Н., Сидоров Е. С. К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультирнооздоровительной деятельности студентов ВУЗов// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013.- №2(54). - С.120-125
Newmann F. Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools. Madison: Teachers College Press, 1992[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED371047.pdf