МЕТОДОЛОГИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ФИТНЕС-ПРОГРАММ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ФИТНЕС-ПРОГРАММ

Нечаева Е.А. 1, Корельская И.Е. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Понятия развития и возраста неотделимы друг от друга, так как развитие человека можно рассматривать как последовательную смену возрастов жизни, на каждом из которых происходят очередные качественные изменения в психике и личности человека. Возраст – это конкретно-историческая определенность, зависящая от уровня и характера развития общества [7].

Цель исследования – дать оценку периодизации людей позднего возраста, занимающихся фитнесс-программами.

Задачи:

1.Рассмотреть различные классификации геронтогенеза в мире.

2.Выявить отличительные особенности представленных периодизаций.

3.Выбрать возрастную периодизацию для выполнения исследований.

Для решения поставленных задач применялся метод анализа научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования. Вопросами периодизации геронтогенеза занимались многие ученые, начиная с прошлых столетий по настоящее время [1,2,3,4,5]

В настоящее время в России главная проблема – демографическая [4]. Происходит катастрофическое уменьшение населения за счет самой молодой возрастной группы «до 9 лет». За десять лет эта группа уменьшилась на 10000000 человек. Казалось бы, это явление не относится к объекту нашего исследования – людям пожилого возраста. Однако, это не так. Как вину за не рожденных детей нельзя перекладывать только на женщин в детородном возрасте и оставлять в тени мужчин – отцов этих детей, так и считать пожилых людей (родителей, родственников молодых женщин) как бы непричастными к этому. Общество, по мнению Р. Дарендорфа, «паутина связей». А потому пожилые люди так или иначе влияют на детородную политику своих детей. Соответственно, улучшая качество жизни данной категории населения, можно способствовать удачному решению демографических проблем. Социологи изучают качество жизни через удовлетворенность людей различными сторонами своей жизнедеятельности.

Одним из наиболее значимых показателей качества жизни является здоровье. Свыше ¾ россиян-пенсионеров в возрасте от 70 лет имеют хронические заболевания. Болезнью номер один у пенсионеров являются сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому сохранение и поддержание здоровья пожилого населения – важная задача общественного здравоохранения [8].

Здоровье пожилых людей находится под влиянием многих факторов – демографических, социальных, экологических, но также важную роль играет физическая активность. К счастью, последний фактор поддается вмешательству и пожилые люди, заинтересованные в сохранении своего здоровья и независимости до глубокой старости, готовы внести изменения в свое поведение.

Основная идея данной работы заключается в оценке эффективности физических упражнений в пожилом возрасте.

В первую очередь, необходимо разобраться с категоризацией пожилого возраста. И для этого автором работы проведен детальный обзор имеющихся периодизаций геронтогенеза.

Различают несколько критериев позднего возраста [2]:

  1. Хронологический - доминирующим фактором в определении является количество прожитых лет.

  2. Физиологический - состояние здоровья, совокупность соматических особенностей организма.

  3. Психологический - определяется самоощущением человека, видением своего места в возрастной структуре.

  4. Социальный - Российская демография и статистика ориентированы на юридическое понимание трудоспособного возраста: первый период - до 16 лет, второй – от 16 до 60 для мужчин и 55 для женщин, третий - старше второго для мужчин и для женщин.

Физиологический критерий позднего возраста (физический) достаточно сложно поддается классификации и установке возрастных барьеров, так как процесс физического старения во многом индивидуален.

Период позднего онтогенеза изучается целым комплексом наук о человеке биологического, социального и психологического циклов. Чрезвычайно противоречивый характер старения человека связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур.

Изначально необходимо выбрать наиболее подходящую периодизацию геронтогенеза.

С древних времен человечество философствовало о жизни. И эти усилия категоризировать жизненный процесс привели к развитию различных понятий о цикле жизни. Рассмотрим несколько классификаций, начиная с самых ранних.

  1. В древней Греции философы и законодатели, такие как Солон, нанесли на карту жизненный цикл в десять семилетних периодов.

  2. Древнекитайская возрастная периодизация называет возраст от 60 до 70 лет желанным, а от 70 лет – старостью.

  3. Пифагор называет возраст 60-80 лет зимой (по временам года).

  4. Согласно индийской теории четырех этапов, празднуют не дни рождения, а смену 25-летних этапов. В 50 лет – золотой юбилей, когда человек постепенно отходит от мирских забот и потребностей. А после 74-го года – бриллиантовый, алмазный юбилей, и это самое возвышенное. С наступления этого возраста человек должен посвятить себя познанию высшего и стремиться к просветлению. В индийской философии указывается, что сто лет – это тот, возраст, который как минимум должен прожить каждый человек. [6]

  5. В классификации Дж. Биррена(1964) [7] выделяются две фазы геронтогенеза:

- Поздняя зрелость, 50—75 лет;

- Старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева [8], недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации.

  1. Известный американский психолог Э.Эриксон [7] считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости – достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми её взлётами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала. В классификации Эриксона поздняя взрослость наступает от 65 лет.

  1. В классификации Д. Бромлея(1966) [5] выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

В своей системе человекознания Б.Г. Ананьев [9] придает значение фазности периодизации онтогенетического пути. Он детально рассматривает периодизацию, выработанную в современной антропологии, психофизиологии (Birren, 1964), в психологии и социальной психологии (Bromley, 1966). Особенно подробно Б.Г. Ананьев останавливается на периодизации Д. Бромлея. Действительно, эта периодизация более всего соответствует позиции самого Б.Г. Ананьева, считающего дробную периодизацию, большое количество фаз, из которых складывается жизненный цикл, важнейшим требованием для правильного понимания самого онтогенеза как динамического явления.

Факты, полученные в лаборатории, руководимой Б.Г. Ананьевым (Гольбина, 1970; Рыбалко, 1969), говорят о том, что в период взрослости отсутствует та стабильность или плато на графике, которые обычно приписывают этому периоду. Внутри взрослости в пятилетние промежутки времени и даже более короткие промежутки происходят значительные колебания.

Специфика периодизации, которую проводит Д. Бромлей, состоит в рассмотрении каждой фазы с точки зрения социального статуса человека, статуса, который появляется, развивается и исчезает с течением жизни. Приводим описание цикла старения полностью.

Цикл старения состоит из трех стадий: 1) "удаление от дел" ("отставка", по выражению автора, 65-70 лет); 2) старость (70 и более лет) и 3) дряхлость, болезненная старость и смерть (максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы). Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и "психическим беспорядкам" в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанности к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлеем весьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия - одряхление, болезненная старость - характеризуется нарастанием явлений сенильности в повелении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Характеристики фаз в цикле старения могут быть подвергнуты критике. Важно подчеркнуть, что составленные английским ученым характеристики должны быть рассмотрены с точки зрения индивидуальных различий. Эти фазы разные люди проходят по-разному [7].

  1. Деление зрелости по Ж. Годфруа(1992) [5]:

- стадия ранней зрелости — 20—40 лет (интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность);

- зрелый возраст — 40—60лет (стабильность и продуктивность в профессиональном и социальном отношениях);

- завершающий период зрелости - 60—65 лет (отход от активной жизни);

- первая старость - 65—75 лет;

- преклонный возраст — после 75 лет.

  1. В одной из распространенных современных международных классификаций В. Квинна (2000) [9] пожилой возраст наступает от 65 лет.

  2. В классификации Г. Крайга (2000) [5] от 60 лет наступает стадия полной взрослости.

  3. Согласно исследованиям Верне Уилрайт [10] поздний возраст наступает от 60 лет и делиться 3 периода, которые наступают у каждого человека индивидуально :

  1. независимый пожилой человек – выход на пенсию, может заботиться о себе и о других;

  2. уязвимый пожилой человек – появление проблем с когнитивной деятельностью, физическое здоровье становится хрупким, не допускается к вождению автомобиля;

  3. зависимый пожилой человек – нуждается в уходе, так как не способен обеспечивать личные функции самостоятельно.

  1. В 1963 г. на Международном семинаре ВОЗ [5] по проблемам геронтологии была принята классификация, выделяющая три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:

  1. Пожилой возраст – 55-74 года (женщины), 60-74 года (мужчины)

  2. Старческий возраст – 75-90 лет

  3. Долгожители – от 90 лет и старше.

Выводы. Таким образом, в данном исследовании за основу принята Международная классификация периодов старения Всемирной Организации Здравоохранения с учетом проживания исследуемой группы в условиях Крайнего Севера. [ 4]

Следует, однако, иметь в виду, что любая схема выделения и классификации инволюционного, или регрессивного, возраста достаточно условна, поскольку физиологи еще не располагают данными для исчерпывающей характеристики каждой из перечисленных выше стадий онтогенеза.

Здоровый пожилой человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным [1].

Участие личности в создании здорового образа жизни, в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза должно усиливаться.

Следующим этапом данной работы станет измерение функционального состояния исследуемой группы по методике Полякова (5 индексов) и наблюдение за результатами в течение экспериментального периода.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

2. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

4. Краснова О.В, Старшее поколение: гендерный аспект [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.pro/krasnova_o_v/older_generation Краснова О.В. (дата обращения:15.12.2016).

5. «Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития» под ред. А.А. Реана (СПб., 2003)

6. Свами Пармананд Джи Махарадж. Игры ума. Сборник лекций.  2009.

7. Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. - 2- е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 202 с.

8. Ory MG, Cox DM, 1994. Forging ahead: linking health and behavior to improve quality of life in older people. Soc Indicators Res. 33:89-120.

9. Verne Wheelwright Its your future… Make it a Good One! [ Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.personalfutures.net/id65.html Verne Wheelwright, PhD. (дата обращения:08.12.2016).

Просмотров работы: 648