ОБРАЗ ГЕРОЯ В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗ ГЕРОЯ В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ СЕМЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время заметна тенденция изменения института семьи, возникают новые формы брака (однополые, гражданские). В связи с тем, что именно семья является институтом первичной социализации человека, изучение семейных ценностей сейчас является весьма актуальным.

Семейные ценности складываются под влиянием тех или иных факторов. Важнейшее значение в процессе трансляции семейных ценностей играет кинематограф, который через своих героев и их поступки демонстрирует идеалы и образы семьи. Причем именно герой кинофильма нередко становится носителем и транслятором семейных ценностей, поскольку он выступает в качестве идеала для зрительской аудитории. В качестве героя, как правило, выступают энергичные, сильные личности, наделенные исключительными моральными и физическими качествами. Данная работа посвящена анализу семейных ценностей, транслируемых современным российским кинематографом через образ героя.

Для анализа героев российского кинематографа мы провели выборку кинолент на следующих основаниях: а) временные рамки – 2000-2015 года; б) присутствие яркого образа героя, соответствующего обозначенным нами признакам; в) популярность у массового зрителя (на основании рейтинговых данных интернет-сайтов filmpro.ru, proficinema.ru и экспертных статистических данных[1]). Причем выборка фильмов также была проведена с учетом выявления героев-женщин и героев-мужчин. Подобная позиция позволила нам в сравнительном контексте лучше понять особенности создаваемых женских и мужских образов и репертуар транслируемых в кинематографе семейных ценностей. В результате для анализа были выбраны следующие киноленты:

а) фильмы с образом женщины героя: «Битва за Севастополь» (2015 г.), «Код апокалипсиса» (2007 г.), «Август восьмого» (2012 г.), «Благословите женщину» (2003 г.), «Сестры» (2001 г.);

б) фильмы с образом мужчины героя: «Поддубный» (2014 г.), «Легенда №17» (2013 г.), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011 г.), «Обитаемый остров» (2009 г.), «Тарас Бульба» (2009 г.), «Черная молния» (2009 г.), «Адмиралъ» (2008 г.), «Волкодав из рода Серых Псов» (2007 г.), «Дневной дозор» (2006 г.), «Турецкий гамбит» (2005 г.), «Бой с тенью» (2005 г.), «Статский советник» (2005 г.), «Ночной дозор» (2004 г.).

Используя структурно-функциональный подход к анализу художественного героя, заложенный еще Владимиром Проппом [2] и широко используемый современными исследователями [3], мы рассмотрели два типа героев: герой-женщина и герой-мужчина. Анализ семейных ценностей мы проводили, опираясь на следующие категории: полные и неполные семьи, отношение к ребенку, позиция женщины в семье, позиция мужчины в семье.

В ходе структурно-функционального анализа образа героя в российском современном кинематографе мы пришли к следующим выводам. Герои обеих группах фильмов, независимо от пола, нуждаются в любви, заботе и внимании, семье и они стремятся к созданию полноценных семей. Ребенок является неотъемлемой частью семьи и нуждается в обоих родителях, каждый из которых должен вложить что-то свое в развитие его характера. Мужчины и женщины в равной степени несут ответственность за семью и ее благополучие. Разница состоит лишь в том, что задача героя-женщины защищать внутренний климат семьи, а герой-мужчина должен защищать её от внешних воздействий.

Также мы выявили два типа героического поведения женщины. На поле боя, когда героине приходится встать на защиту своей родины, что чаще всего несет тяжелые последствия для женщины и ее роли в семье, и геройство в семье, когда героиня идет на жертвы ради благополучия семьи. Из данного наблюдения можно сделать следующий вывод – кинематограф на примере данных героинь дает понять зрителю, что мужчина не должен допускать ситуаций, когда женщине приходится браться за оружие, так как это отрицательно сказывается на институте семьи. В целом же оба типа героев демонстрируют нам одни и те же семейные ценности, но рассказанные с разных позиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Независимая исследовательская компания Movie Research. Рейтинг отечественных кинокомпаний. Отчет о результатах исследования. М., 2010. – С. 20.

  2. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. [Текст]/ В. Я. Пропп. -СПб. : Издательство СПб. гос. ун-та, 1996. - 365 с.

  3. Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. [Текст]/ Х. Кафтанджиев. - СПб., 2008. - С.78.

Просмотров работы: 634