ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Жданова К.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», педагогический факультет, 5 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.

На переходном этапе (5–6-е классы) у обучающихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).

На втором этапе – этапе самоопределения (7–9-е классы) – метапредметными образовательными результатами можно назвать учебную, информационную и коммуникативную грамотность школьника. Эти результаты могут быть достигнуты к концу данного этапа образования при условии решения поставленных педагогических задач.

  • Учебной грамотностью обладает человек, способный к постановке и решению задач, новых для него лично.

  • Информационной грамотностью обладает человек, который при решении новых задач может адекватно использовать тексты и современные технологии их хранения.

  • Коммуникативной грамотностью обладает человек, способный ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Приведем пример заданий, правильное выполнение которых будет свидетельствовать о формировании метапредметных результатов.

Задание 1. Растения делят на группы по разным признакам, например так, как показано на схемах 1 или 2.

Схема 1 Схема 2

Выбери наиболее полные и правильные описания растений, основанные на этих двух схемах.

а) фиалка – светолюбивое растение;

б) сосна – дикорастущее хвойное;

в) мох-сфагнум – влаголюбивое растение;

г) арахис – тропическая культура;

д) садовая роза – культурное цветковое растение.

Неправильный выбор ответов говорит либо о неумении классифицировать объекты, либо об игнорировании условия, что выбор должен осуществляться именно на основании заданных, а не каких-то других классификаций.

К типичным ошибкам данного вида заданий является выбирание описания растений без опоры на заданные схемы; или при выборе описания учащиеся ориентируются на формальный признак (например, отсутствие слова «растение»).

Задание 2. Жители одного из островов очень любят есть плоды сяньляня. Они выращивают их на грядках. Обычно они сажали на грядку 100 растений, но созревших плодов стало не хватать на всех. Они решили проверить, как будет зависеть урожай от того, сколько растений будет посажено на грядку.

Диаграмма зависимости массы плодов сяньляня, собранных с грядки (по вертикальной оси), от количества растений, высаженных на грядку

Результаты эксперимента очень удивили жителей, среди них даже разгорелись жаркие споры о том, как объяснить такие результаты. Что удивило жителей острова? Какие гипотезы о причинах таких удивительных результатов они могли выдвинуть?

Невыполнение задания говорит о неумении анализировать информацию, представленную в форме диаграммы, и сопоставлять ее с текстом. Гипотезы типа «Попались плохие семена» и т.п. вряд ли можно считать осмысленными в контексте данной задачи.

Типичными ошибками являются ответы не на все поставленные вопросы; ответы на вопросы, которые в тексте не поставлены; ответы, никак не связанные с данными диаграммы.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии и географии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической и географической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

На наш взгляд, способствовать формированию метапредметных результатов будет интеграция биологических и географических знаний. В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интеграция необходима современной системе образования. Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения.

Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

Дальнейшее изучение данной проблемы видится в разработке заданий, способствующих формированию метапредметных результатов, использование в рамках интегрированных уроков биологии и географии, т.к. интегрированные уроки побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, способствуют развитию речи, самостоятельности в учении.

Просмотров работы: 293