ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРА

Сазонова Г.Т. 1, Синева А.А. 1, Бердник К.А. 1, Гамаюнов М.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность подготовки военных специалистов, владеющих широко используемыми в мировом общении иностранными языками (английским и немецким), не вызывает сомнений. Растет военное сотрудничество с зарубежными странами, расширяется обмен информацией военно-технического характера, организуются и проводятся совместные учения, проводятся миротворческие операции.

Знание иностранного языка позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новейшими достижениями науки и техники, установление контактов с зарубежными военными специалистами в проведении совместных военных операций. Без целенаправленной работы над иностранным языком невозможно решить актуальную проблему формирования профессионала, подготовки широко эрудированного офицера, профессиональная подготовка которого интегрировала бы новейшие достижения отечественной и зарубежной научной и военной мысли. Без знания иностранного языка практически невозможно, служа в Вооруженных Силах, претендовать на более высокий служебный статус (например, военный наблюдатель ООН), и тем более устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу в гражданской сфере, отсюда и огромное желание у курсантов овладеть речевой деятельностью на иностранном языке. Этому способствуют практические занятия по иностранному языку, а также занятия по дополнительной образовательной программе “Переводчик в сфере профессиональной квалификации”, на которых у курсантов развиваются коммуникативные способности и умения.

Наряду с практическим аспектом обучения иностранному языку преследуются также воспитательные цели, которые повышают общую культуру, формируют высокие морально-нравственные качества, расширяют общеобразовательную и специальную компетентность, развивают интеллектуальные способности курсантов, формируют навыки межличностного общения, самоконтроля, трудолюбия, добросовестного отношения к учебе, дисциплинированности и исполнительности, осознание воинского долга, офицерской чести и достоинства.

Умение вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами является одним из важнейших факторов, определяющим возможность достижения успеха в служебной и профессиональной деятельности военнослужащих. Коммуникативные способности обеспечивают реальный психологический контакт с коллегами, начальниками и подчиненными. Умение преодолеть разнообразные психологические барьеры, которые возникают в процессе взаимодействия, определяют плодотворность межличностных взаимоотношений, посредством которых гармонично сочетаются деловой

и личностный уровни общения. Развитию у курсантов коммуникативных способностей и умений помогает иностранный язык как важнейший компонент профессиональной коммуникативной компетенции.

Коммуникативное обучение является одним из основных современных методов и предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Поэтому сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения. Занятия по иностранному языку становятся занятиями обучения общению посредством общения. В процессе обучения курсанты учатся технике общения, его операционной стороне, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами, т.е. овладевают умениями общаться, налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу, доброжелательность, тактичность, что является одними из наиболее профессионально значимых качеств современного специалиста.

Учебная деятельность предполагает общение с преподавателями, однокурсниками, профессиональное общение на практике и стажировке. Кроме того, в условиях высшего военного учебного заведения создаются повышенные нагрузки на психику молодого человека, и полноценное общение - как функционально-ролевое, так и эмоционально-личностное - обеспечивает сохранение психического здоровья курсантов. Но и эмоционально-личностное общение в сферах невузовских, непосредственно не связанных с учебой (родители, родственники, знакомые, близкие друзья), тоже во многом определяется характером включенности курсанта в учебную деятельность в процессе профессиональной подготовки в высшем военном учебном заведении.

Таким образом, коммуникативные способности - это индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями.

Наиболее важным представляется определить, каким образом иностранный язык может способствовать формированию важных для будущего специалиста деловых качеств личности и профессиональных умений делового общения.

Иностранный язык объективно является общественной ценностью, и, как и родной, не существует изолированно в обществе и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, искусством, образованием, военной сферой и т.д., отражая менталитет, культуру страны, которую представляет. Кроме того, с помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке адекватно и своевременно нельзя.

Владение иностранным языком в современном обществе необходимо,так как мы живём в век мультикультурного диалога, который зачастую ведётся на иностранном языке. Практика показала - нужны не просто специалисты, а высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком. Этот тезис подтверждается и расширением военного сотрудничества по линии Министерства Обороны с различными странами. В связи с этим приобщение будущего офицера к лингвопрофессиональным особенностям конкретной деятельности становится насущной задачей и одним из условий профессиональной компетенции, в том числе и компетентности военного специалиста.

Отмечая важную роль иностранного языка в процессе подготовки специалиста, следует остановиться на его основных функциях. Безусловно, одна из общих функций иностранного языка как любого другого учебного предмета заключается в обеспечении общего развития обучающегося, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке, о произведениях искусства, о других национальных культурах. Кроме того, всякое обучение связано с формированием определенных черт личности обучающегося. Целенаправленное воспитание курсантов в целом и формирование определенных качеств личности, необходимых для профессионального становления - это еще одна из важнейших функций иностранного языка.

Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда обучающихся за счет развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Все это учит курсантов работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в лингвистическом самообразовании.

Иностранный язык оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей курсантов. Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. Особенно ярко оно сказывается на развитии обобщенного абстрактного мышления. В сознании человека, владеющего только родным языком, существо мысли, и способы ее оформления неразрывно связаны между собой. Иностранный язык дает возможность понять, что существуют иные, чем в родном языке, способы выражения мысли, другие связи между формой и значением. По мнению многих ученых, занимающихся проблемами языкознания, при изучении иностранного языка развитие мышления происходит не столько путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, содержащих элементы проблемности, связанных со смысловым содержанием процесса обучения. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления. Изучение иностранного языка вносит вклад в развитие таких важных мыслительных операций, как сопоставление, анализ, синтез, а также имитативные способности, способность к догадке, способность к выделению главного, все виды памяти. Моделирование на занятиях ситуаций реального общения, участие в ролевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности будущих офицеров-командиров.

Следует отметить благотворное воздействие изучения иностранного языка на культуру общения, на речевую деятельность на родном языке. Так, формирование речевых умений на иностранном языке способствует развитию всех уровней речевой способности обучающихся: слуховых, зрительных и моторных ощущений. Курсанты учатся планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого поступка с выражаемым содержанием и имеющимися у них языковыми средствами. Работа над текстом учит вдумчиво относиться к чтению книги вообще. Такие упражнения, как составление плана, тезисов к тексту, теме, рассказы по плану или схеме, грамматические и лексические задания, внеаудиторное чтение развивают навыки логично излагать свои мысли. Все это, несомненно, содействует повышению не только речевой, но и общей культуры. Таким образом, положительное влияние изучения иностранного языка на совершенствование владения родным языком следует понимать как в широком плане (культура речевого общения), так и в более узком (вдумчивое пользование средствами родного языка).

Вместе с тем, в современных условиях общеобразовательная и воспитательная функции иностранного языка не являются основными. Первостепенное значение приобретает функция иностранного языка как средства формирования профессиональной компетенции, т.е. интереса к будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему числу коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится иностранный язык, обеспечивающий возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом. Эта функция реализуется через организацию всего учебного процесса, содержание самого учебного материала, его направленность, а также через методы введения этого материала и формы взаимодействия преподавателя и обучающихся в учебном процессе. Здесь достижение стратегической цели - профессионального становления - будет опосредовано достижением тактических целей, связанных с овладением иностранным языком. При этом устанавливается двусторонняя связь между стремлением курсанта приобрести специальные знания и успешностью овладения иностранным языком. Осознание курсантами того, что иностранный язык является средством приобретения знаний в специальной области, должно повлечь за собой желание овладеть этим средством.

Таким образом, вопрос о необходимости развития коммуникативных способностей у обучающихся в высшем военном учебном заведении является очень современным и актуальным. Изучение иностранного языка для большей части курсантов становится высокомотивированным, т.к. владение иностранным языком востребовано в связи с расширением международного сотрудничества различных военных структур.

Просмотров работы: 463