ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Домбровский А.А. 1, Шатохин А.А. 1, Кучер М.И. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Охрана природы затрагивает социальные и экономические стороны жизни общества, его материальные и духовные потребности, поэтому развитие и направление экономики должны идти по пути оптимального взаимодействия с охраной окружающей природной среды.

Для этой цели в стране функционируют экономический механизм, цель которого аккумулирование финансовых ресурсов на выполнение целевых природоохранных программ и внеплановых мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций природного характера.

Экономические вопросы природоохранной деятельности предусматривают:

- планирование и финансирование мероприятий по охране природы;

- установление лимитов на изъятие природных ресурсов, сброс и выброс загрязняющих веществ, а также на размещение отходов;

- плату за использование природных ресурсов;

- плату за загрязнение природной среды;

- внедрение налоговых льгот, стимулирующих охрану окружающей природной среды;

- создание механизмов экологического страхования, экологической сертификации и экологического аудита.

Таким образом, нормирование качества окружающей среды является одним из основных элементов экономического механизма государства.

Обеспечение экологически безопасной работы подразделений материально-технического обеспечения деятельности ВС РФ требует минимизации их воздействия на среду обитания, атмосферный воздух, водные ресурсы, почву.

Местные органы охраны природы на основе мониторинга получают информацию о качестве природной среды в районе дислокации воинской части и предписывают командиру части сокращение выбросов и сбросов вредных веществ, используя экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т.п.).

За негативное воздействие на окружающую среду в России взимается плата, её формы и размеры определяются законодательством. Действующая законодательная база Российской Федерации обеспечивает взимание платы за загрязнение окружающей среды на основании следующих нормативных актов:

• федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 г.) «Об охране окружающей среды» [10];

• постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (в редакции от 12.02.2003 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [4];

• постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 (в ред. от 8.01.2009 г.) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [6]. Указанными выше нормативными документами установлен следующий перечень видов вредных воздействий на окружающую природную среду, за которые с предприятий (юридических лиц) взимается плата, а именно:

- за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационар- ных и передвижных источников;

- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, а также любое их подземное размещение;

- за размещение отходов производства и потребления. Установлено два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия в пределах предельно допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, ЛРО и др.);

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх предельно допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов ВСВ, ВСС) на период выполнения природоохранных мероприятий для достижения ПДВ, ПДС.

Предельно допустимые нормативы и установленные лимиты (величины временно согласованных превышений допустимых нормативов) оговариваются в специальных разрешениях на природопользование. Эти разрешения выдаются юридическим и физическим лицам на основании их заявлений Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области.

Базовые нормативы платы используют для расчёта дифференцированных ставок платы. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учётом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов стационарными и передвижными источниками, за сброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов установлены в соответствии с приложением 1 к постановлению от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [6].

Дополнением к данному постановлению является постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 г. № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344» [6]. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, определяется путём умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах временно установленных лимитов определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами и сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Таким образом, плата за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в 5 раз больше, чем за лимитные, или в 25 раз больше, чем за нормативно допустимые выбросы и сбросы.

За размещение (хранение и захоронение) отходов производства и потребления установлены нормативы платы в пределах установленных лимитов на размещение отходов, все сверхлимитные отходы оплачиваются в 5-кратном размере.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками установлены нормативы платы с учётом объёма используемого вида топлива. В случае отсутствия у природопользователя, оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счёт себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счёт прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Список использованных источников

1. Кучер М.И. Экология: учеб. пособие / под ред. проф. Е.Э. Френкеля. – Вольск: ВВИМО, 2015. – 265 с.

2. Экология. Военная экология: Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны РФ/ Под общ. ред. В.И. Исакова. – Изд. 2, перераб. и доп. – М. – Смоленск: ИД Камертон – Маджента, 2006. – 724 с.

3. Бобров Н.Г., Маликов А.Н., Живайкин С.Н. Семиженова Е.В. Наш общий дом. Саратов, 2011.

4. Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BE%D1%82+28+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1992+%D0%B3.+%E2%84%96+632+. // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

5. Об утверждении формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%2C+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%B8+%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83+%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%83+%D0%BE%D1%82+5+%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F+2007+%D0%B3.+%E2%84%96+204// КонсультантПлюс: справочная правовая система.

6. О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 г. № 410 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%9E+%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8+%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%E2%84%96+1+%D0%BA+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BE%D1%82+12+%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F+2003+%D0%B3.+%E2%84%96+344+%5B%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%5D%3A+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BE%D1%82+1+%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F+2005+%D0%B3.+%E2%84%96+410+ // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

7. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. (в ред. от 08.01.2009 г.) № 344 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BE%D1%82+12+%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F+2003+%D0%B3.+%28%D0%B2+%D1%80%D0%B5%D0%B4.+%D0%BE%D1%82+08.01.2009+%D0%B3.%29+%E2%84%96+344 // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

8. О порядке пересчёта количества нефтепродуктов из объёмных единиц в весовые: письмо Федеральной налоговой службы от 24 марта 2005 г. № 03-3-09/0412/23 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE+%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B+%D0%BE%D1%82+24+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0+2005+%D0%B3.+%E2%84%96+03-3-09%2F0412%2F23+ // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

9. О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Федеральный Закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%D0%BE%D1%82+01.12.2014+%E2%84%96+384-%D0%A4%D0%97+ // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.consultant.ru/search/base/?q=%D0%BE%D1%82+10+%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F+2002+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%E2%84%96+7-%D0%A4%D0%97+ // КонсультантПлюс: справочная правовая система.

Просмотров работы: 174