ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МБР Р-36 М2) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МБР Р-36 М2)

Юсупов М.С. 1, Кучер М.И. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Двадцатый век создал огромное количество нового, высокоточного оружия, среди которых особенное значение имеют ядерные ракеты. Появившись в середине пятидесятых одновременно в СССР и США, они стали настоящим символом устрашения и в то же время инструментом сдерживания любой военной агрессии. Надежность, компактность, постоянная боевая готовность, возможность нанесения сокрушительного ядерного удара практически по любой точке земного шара, невероятная быстрота доставки ядерного заряда к цели, сделали этот вид оружия привлекательным для политиков и военных, но и чрезвычайно опасным для человечества. В широком смысле слова межконтинентальной баллистической (МБР) называется ракета, совершающая полёт по баллистической траектории и имеющая межконтинентальную дальность полёта свыше 5500 км. Именно создание данных видов ракет позволило человечеству сохранить мир на планете и избежать третьей мировой войны.

В связи с напряженной обстановкой в мире и на сегодняшний день, тема использования баллистических ракет дальнего действия, как один из возможных рычагов удержания мирного неба над Землей, является одной из важных и актуальных.

Объектом исследования является межконтинентальные баллистические ракеты в современном мире, их значение и применение.

Предмет исследования – межконтинентальная баллистическая ракета Р-36 М2 (SS-18 «САТАНА»). Рассмотрим её основные технические характеристики через создание макета данной ракеты.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие межконтинентальной баллистической ракеты, её видов, историю создания и область применения.

2. Основываясь на описании технических характеристик МБР Р-36 М2 создать соответствующий чертёж и собрать макет данной ракеты.

На начальном этапе разработки МБР в СССР и США их конкурентами по решению стратегических задач являлись межконтинентальные крылатые ракеты (в СССР – «Буря», в США – «Снарк» и «Навахо»). Выбор был сделан в пользу баллистических ракет. Первой межконтинентальной баллистической ракетой стала ракета Р-7, разработанная под руководством С.П. Королёва1. Стартовая масса Р-7 составляла 283 тонны. Она предназначалась для доставки ядерного заряда массой почти 5 тонн и мощностью 5.4 Мт на дальность около 8 тыс. км. Р-7 была принята на вооружение в январе 1960 г., а в сентябре 1960 г. на боевое дежурство заступили 4 МБР Р-7А с большей дальностью полёта и более лёгкими ГЧ (3 Мт). Круговое вероятное отклонение Р-7А составляло 5 км. 15 июля 1963 г. на вооружение была принята МБР Р-16, разработанная в КБ «Южное» под руководством М.К. Янгеля2, обладавшая лучшими боевыми характеристиками. При стартовой массе около 140 тонн Р-16 несла 6-Мт заряд на дальность 12 000 км, либо 3-Мт – на дальность 13500 км. Р-16 стала наиболее массовой из Советских МБР первого поколения. Всего было развёрнуто 186 ед., в основном – на наземных стартовых позициях. Первые американские МБР первого поколения – «Атлас» (несла боевое дежурство с сентября 1959 г.) и «Титан-1». Последняя, поставленная на боевое дежурство в апреле 1962 г., оснащалась полуторамегатонной ГЧ и имела радиус действия 11 000 км.

В ответ на создание в США МБР «Минитмен-1» КБ Королёва разработало МБР Р-9А. Эта ракета была принята на вооружение 21 июля 1965 года. При стартовом весе 80.4 т. Она несла на дальность 12 000 км 4-х мегатонную БЧ. Р-9А – последняя из МБР первого поколения – превосходила по боевым характеристикам МБР «Атлас», «Титан-1», Р-7 и Р-16.

Готовность к пуску МБР первого поколения составляла от получаса (Р-16) до нескольких часов. Разработка в СССР и США систем раннего предупреждения о ракетном нападении (СРПН) открыла возможность нанесения в недалёком будущем встречного удара до подлёта МБР противника при условии уменьшения времени готовности МБР до нескольких минут. Требования к МБР второго поколения заключались в резком улучшении эксплуатационных характеристик, в частности – снижения времени подготовки к старту, а также способности преодолевать ПРО и нести новое ядерное снаряжение. К 1 января 1964 г. в США была развёрнута группировка из 54 МБР «Титан-2». Эта МБР имела улучшенную точность попадания и оснащалась наиболее мощной из американских БЧ для ракет – W-53 мощностью 9 Мт. Первой советской МБР второго поколения стала УР-100, разработанная под руководством Челомея3.

24 ноября 1966 года она была принята на вооружение. УР-100 обладала высокими лётно-техническими характеристиками, а эксплуатационные характеристики обеспечивали её массовое развёртывание. Всего было поставлено на вооружение 860 МБР УР-100 и УР-100К, вооружённых моноблочной ГЧ мощностью 1 Мт.

21 июля 1967 года на вооружение была принята МБР Р-36 — первая отечественная МБР тяжёлого класса – не имевшая аналогов в мире по боевым характеристикам. Топливные системы Р-36 ампулизировались после заправки, что позволяло нести дежурство в заправленном состоянии в защищённой ШПУ в течение 15 лет и более, и приводиться в боевую готовность в течение 5 минут. Она доставляла сверхмощный 25-мегатонный термоядерный заряд, разработанный ВНИИЭФ (масса заряда менее 5,5 т) на дальность 11 тыс. км. Другой вариант нагрузки включал РГЧ рассеивающегося типа с тремя ББ мощностью 5 Мт каждый. Р-36 несла также наиболее совершенный комплекс средств преодоления ПРО, включавший тяжёлые ЛЦ, компенсировавших потерю скорости на атмосферном участке за счёт работы собственных двигателей. Стартовая масса ракеты составляла 184 тонны. По точности, мощности ГЧ, времени приведения в боевую готовность она значительно превосходила наиболее мощную американскую МБР «Титан-2». На потенциального противника появление Р-36 произвело большое впечатление. С развёртыванием группировки ракет Р-36 (в количестве около 180 ед.) советские РВСН получили возможность перейти от решения задач по уничтожению отдельных важнейших объектов на территории США к нанесению уничтожающего удара по США сверхмощными термоядерными зарядами, в условиях противодействия ПРО.

В это же время был принят на вооружение комплекс Р-36орб, оснащённый облегчённой орбитальной ГЧ, обладавшей способностью выходить на США с любого направления, в обход ПРО США, обеспечивавшей прикрытие только северного направления. Последней советской МБР 2-го поколения стала первая советская твёрдотопливная ракета РТ-2 (принята на вооружение 18 декабря 1968 года).

3-е поколение МБР создавалось с возможностью нести многозарядную головную часть с индивидуальным наведением ББ. Ещё одним новшеством 3-го поколения МБР стал миномётный старт из ШПУ. Продолжалось совершенствование точности попадания и эксплуатационных характеристик, а также возможности МБР по преодолению ПРО. В 1970 г. в США была принята на вооружение МБР «Минитмен»-3. Она была вооружена тремя разделяющимися блоками ИН. В СССР РГЧ ИН были оснащены усовершенствованные варианты Р-36, разработанные под руководством В.Ф. Уткина4 (Р-36М с 8 РГЧ, Р-36МУ с 10 РГЧ) и УР-100.

В проектирование МБР 4-го поколения были заложены новые требования:

  • способность преодолевать эшелонированную систему ПРО, в том числе с эшелоном космического базирования;

  • способность стартовать непосредственно в период ядерного воздействия противника по позиционному району.

Достижение этих требований осуществлялось путём совершенствования КСП ПРО и повышения устойчивости МБР к поражающим факторам ядерного взрыва. В 1986 г. в США была принята на вооружение МБР МХ (группировка из 50 МБР развёрнута в 1988 г.). 11 августа 1988 года на вооружение СССР был принят комплекс Р-36М2 «Воевода».

28 ноября 1989 года на вооружение СССР был принят комплекс РТ-23 УТТХ «Молодец» с твёрдотопливной ракетой лёгкого класса.

Существуют несколько классификаций МБР:

А. По способу базирования:

  • запускаемые с наземных стационарных пусковых установок:

  • Р-7, «Атлас»;

  • запускаемые из шахтных пусковых установок (ШПУ): РС-18, PC-20, «Минитмен»;

  • запускаемые с мобильных установок на базе колёсного шасси: «Тополь», «Миджитмен»;

  • запускаемые с железнодорожных пусковых установок: РТ-23УТТХ;

  • баллистические ракеты подводных лодок: «Булава», «Трайдент».

Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х годов, как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности. Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более трудно обнаруживаемыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.

Неоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например, таких как:

  • специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;

  • сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;

  • на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;

  • в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки.

До сих пор ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.

Б. По виду двигателя:

Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском.

Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким.

Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твёрдотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с предприятия в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы.

Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.

Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжёлые ракеты SS-18 «Сатана» – мощнейшие в мире межконтинентальные ракеты, которые приняты на вооружение в декабре 1975 года. Первый испытательный пуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Рисунок 1 – РС-20В «Воевода» или Р-36М

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести при стартовой массе до 211 т от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тыс. кг на расстояние свыше 10 тыс. км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, используется «минометный» старт.

Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м, создана в НПО «Южное»5 (Днепропетровск) в 1970-х годах. У ракеты прекрасные боевые и технические характеристики.

Ракеты данного типа самыми мощными из существующих межконтинентальных ракет, они способны нанести по противнику сокрушительный ядерный удар. На Западе эти ракету назвали «Сатана». Именно поэтому, на переговорах по сокращению наступательных вооружений американские представители добивались их полного сокращения и запрета на модернизацию этих «тяжёлых» ракет.

Рисунок 2 – Ракета «Сатана»

Своего апогея группировка достигла в 1983 году, тогда число пусковых установок Р-36М различных модификаций достигло 308 единиц.

В 1988 году стали заменять ранние модификации на Р-36М2. Суммарное число пусковых установок в то же время осталось неизменным, что отвечало советско-американским соглашениям. Выведенные с дежурства ракеты «Сатана» подлежат утилизации. Однако стоимость утилизации их достаточно высока, поэтому было решено использовать их, чтобы производить запуск спутников.

Ракета-носитель «Днепр» – это незначительно доработанная российская межконтинентальная баллистическая ракета семейства Р-36М. Межконтинентальная баллистическая ракета «Днепр» по стоимости пуск обходится в пределах 30 млн долларов. Полезная нагрузка при этом равняется 3700 килограммам, включая системы монтажа аппаратов. Так, стоимость вывода килограмма груза получается меньше, чем у иных существующих ракет-носителей. Такой запуск ракеты привлекает заказчиков, но относительно небольшая полезная нагрузка имеет соответствующие ограничения. Запуск Р-36М при стартовом весе примерно 210 тонн попадает в категорию лёгких баллистических ракет.

Рисунок 3 – Ракета-носитель «Днепр» – российская МБР-36М

Р-36М «Сатана» имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • Количество ступеней составляет 2 и блок разведения.

  • Топливо – хранимое жидкое.

  • Тип пусковой установки представляет шахтную ПУ с минометным стартом.

  • Мощность и количество боевых блоков – РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт.

  • Масса головной части (ГЧ) составляет 8800 кг.

  • Максимальная дальность при легкой ГЧ составляет 16000 км.

  • Максимальная дальность при тяжелой ГЧ составляет 11200 км.

  • Максимальная дальность при РГЧ ИН составляет 10200 км.

  • Система управления – инерциальная автономная.

  • Точность составляет ПО 1000 м.

  • Длина составляет 36,6 м.

  • Максимальный диаметр составляет 3,0 м.

  • Стартовая масса составляет 209,6 т.

  • Масса топлива составляет 188,0 т.

  • Окислитель – азотный тетраоксид.

  • Горючее – НДМГ.

  • Тяга ДУ первая ступень (ур. моря/вакуум) составляет 4163/4520 кН.

  • Удельный импульс первая ступень (ур. моря/вакуум) составляет 2874/3120 м/с.

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжёлого класса Р-36М создавалась в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление СМ СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 г.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

Рисунок 4 – Межконтинентальная баллистическая ракета тяжёлого

класса Р-36М

КБ «Южное» после смерти М.К. Янгеля возглавил известный академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, которая получила обозначение Р-36М, применялось всё лучшее, что было накоплено коллективом при создании предыдущей ракеты. В целом это была новая ракета с уникальными ттх, а не модификация Р-36. Создание Р-36М шло параллельно с проектированием иных ракет третьего поколения, особенностями которых были:

  • применение РГЧ ИН;

  • использование автономной системы управления с БЦВМ;

  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;

  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;

  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;

  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;

  • использование более совершенной системы управления;

  • повышенная живучесть комплексов;

  • увеличенный радиус поражения объектов;

  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.

  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с космодрома Байконур 21 февраля 1973 г. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. Чтобы не задерживать развертывание, решено поставить МБР Р-36М на боевое дежурство в ШПУ Р-36.

В 1974 г. был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский. Первые ракеты получили моноблочную ГЧ, у которых была мощность в 24 Мт. С 1975 года полки стали получать Р-36М с ГЧ ИН с 8-ю ББ, мощность каждой из них составляет 0,9 Мт. С 1978 по 1980 год проводился испытательный запуск Р-36М с маневрирующими ГЧ, однако на вооружение их так и не приняли.

В последующим межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М была заменена МБР Р-36М УТТХ, которая отличалась доработанным агрегатно-приборным блоком и более совершенной системой управления. Существенно улучшились и эксплуатационные характеристики БРК. Повысилась защищенность пунктов управления и ШПУ. Испытательный пуск Р-36М УТТХ выполнялся с 1977 по 1979 год на космодроме Байконур. Пуск осуществлялся с применением ГЧ с 10 ББ, мощность каждой из них равнялась 0,55 Мт.

Рисунок 5 – Стратегический ракетный комплекс Р-36М УТТХ

Стратегический ракетный комплекс Р-36М УТТХ с ракетой 15A18, которая оснащена 10-блочной разделяющейся ГЧ является универсальным, высокоэффективным комплексом стратегического назначения. Р-36М УТТХ одной ракетой обеспечивает возможность поражения до 10 целей, в том числе особо крупные и высокопрочные малоразмерные площадные цели, в условиях эффективного противодействия ПРО противника. Радиус поражения составляет до 300 000 кв. км.

При выведении на цель скорость боевого блока у земной поверхности из-за торможения в атмосфере оказывается значительно ниже, чем в начале атмосферного участка. К примеру, скорость полёта отделяющейся ГЧ на высоте 25 км в конце АУ 4 км/с составляла 2,5 км/с. Скорость встречи современных ББ МБР с поверхностью остаются закрытыми.

Р-36М – двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.

Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.

Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после осуществления ядерного удара противником по позиционному району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Для более детального изучения технических характеристик баллистической ракеты Р-36 М создадим макет данной ракеты в уменьшенном виде.

Для решения поставленных задач по созданию макета были использованы следующие материалы:

  • Фильтры гражданского противогаза GP – 5 шт.

  • Металлические цилиндры – 3 шт.

  • Клей.

  • Втулки от ВАЗ 2101 – 5 шт.

  • Баллончик краски чёрного цвета.

Для создания макета ракеты Р-36 М был составлен его чертёж (рис. 6).

Рисунок 6 – Чертёж ракеты Р-36 М

Далее подбирались необходимые материалы и инструменты.

Модель ракеты была собрана по следующему алгоритму:

1. Фильтры гражданского противогаза GP склеили между собой с помощью клеевого пистолета.

Рисунок 7 – Этапы сборки макета

Рисунок 8 – Этапы сборки макета

2. Двигатели ракеты сделали из втулок от ВАЗ 2101, приклеив их с помощью клеевого пистолета.

Рисунок 9 – Этапы сборки макета

Рисунок 10 – Этапы сборки макета

3. В головной части ракеты разместили условные заряды из 6 металлических цилиндров и 20 ложных целей.

Рисунок 11 – Этапы сборки макета

Рисунок 12 – Этапы сборки макета

Рисунок 13 – Этапы сборки макета

4. Соединив все составляющие ракеты, покрыли её краской с помощью баллончика чёрной аэрозольной краски. Было написано название ракеты. Макет по чертежу готов (рис. 14).

Рисунок 14. – Макет ракеты МБР-36 М

Заключение

В ходе выполнения научной работы было изучено понятие межконтинентальной баллистической ракеты, рассмотрена история создания и область её практического применения.

Выделили основные классификации МБР. Более подробно была изучена информация о ракетах семейства Р-36 М. Основываясь на описании технических характеристик ракеты Р-36 М2 был создан чертёж, по которому был собран макет данной ракеты.

Использованные источники

  • Стратегический ракетный комплекс 15П014 (Р-36М) с ракетой 15А14 (рус.). Информационная система «Ракетная техника» БГТУ.

  • Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18 (рус.). Информационная система «Ракетная техника» БГТУ.

  • Стратегический ракетный комплекс Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с МБР 15А18М (рус.). Информационная система «Ракетная техника» БГТУ.

  • Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М (15А14) / Р-36МУ (15А18) / Р-36М2 (15А18У) РС-20А / РС-20Б / РС-20В SS-18 (Satan) (рус.). Ростовский военный институт ракетных войск им. Неделина М.И. Проверено 29 марта 2010. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.

  • Сергей Деревяшкин, Александр Богатырев «Сатана» – дочь «Воеводы» (рус.) // Красная звезда : Газета. – М.: Красная звезда, 2001. – Вып. 6 апреля. – ISSN 0023-4559.

Список информационных источников

1. Интернет-ресурс: http://www.findpatent.ru/patent/211/2114414.html

2. Коллоидные поверхностно-активные вещества / пер. с англ.; под ред. А.Б. Таубмана, 3.H. Маркиной. – M., 1966.

3. Поверхностно-активные вещества. Свойства и применение. – 2 изд. – Л., 1981.

4. Поверхностно-активные вещества. Справочник / под ред. А.А. Абрамзона и Г.M. Паевого. – Л., 1979.

5. Сапходоева О.И., Френкель Е.Н. и др. Химия: учеб. пособие / под общ. ред. О.И. Сапходоевой. – Вольск, 2015. – 402 с. – С. 44–49.

6. Успехи коллоидной химии / под ред. И.В. Петрянова-Соколова и К.С. Ахмедова. – Ташкент, 1987.

1 Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906, Житомир – 14 января 1966 года, Москва) – советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

2Михаи́л Кузьми́ч Я́нгель (25 октября 1911, д. Зырянова, Иркутская губерния – 25 октября 1971, Москва) – советский конструктор ракетно-космических комплексов.

3 Влади́мир Никола́евич Челоме́й (17 (30) июня 1914, Седльце, Российская империя – 8.12.1984, Москва, СССР) – советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР (1962). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961–1964 г.

4Влади́мир Фёдорович У́ткин (17 октября 1923, Пустобор, Касимовский уезд, ныне Касимовский район, Рязанская область – 15.02.2000, Москва) – российский, советский учёный и конструктор в области ракетно-космической техники.

5 НПО «Южное» (Днепропетровск) – Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля – советское и украинское предприятие, разработчик ракетно-космической техники.

Просмотров работы: 504