Цель работы: обосновать необходимость совершенствования нормативной документации при оценке качества автомобильных шин путём расширения перечня экологических показателей шин и разработки методик их контроля, как на этапах производства, так и в процессе эксплуатации.
Одним из основных организационных мероприятий по снижению выбросов ВВ в продуктах износа автомобильных шин должна быть актуализация и совершенствование НД по расширению перечня экологических показателей, которые мы предлагаем учитывать при оценке качества шин. Необходимо также контролировать экологические показатели автомобильных шин, как на этапах производства, так и в процессе их эксплуатации.
Все страны Европейского Союза, США, Бразилия, Корея и Япония уже ввели нормативные ограничения. Так Директива 76/769/ЕЕС Евросоюза запрещает применять в производстве шин в качестве пластификаторов дистилятные ароматические экстракты (DAE), признанные канцерогенными. В современном производстве на смену DAE пришли экологически чистые масла – наполнитель класса TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) однако они на 30 % дороже, чем обычные дистиллятные ароматические экстракты DAE, что сдерживает их повсеместное применение.
В Российской Федерации государством этот вопрос пока не регулируется. Поэтому на отечественном рынке представлены как низкоканцерогенные шины, так и продукция, представляющая объективную опасность для жизни и здоровья населения городов. По данным ОАО «Оргхим» половина произведенных в России шин канцерогенно опасны. Кроме того, на российский рынок поставляются шины китайских, индийских и других производителей, которые не находят сбыта в странах, установивших законодательные ограничения в области канцерогенной безопасности.
На сегодняшний день компания ОАО «Оргхим» разработала проект технического регламента «Об ограничении реализации и использования шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел для их производства, содержащих канцерогенные полициклические ароматические углеводороды». Цель данной законодательной инициативы – снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения России благодаря исключению из оборота на территории страны шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел с высоким уровнем канцерогенных компонентов [3].
В проекте этого технического регламента определены:
– предельно допустимый уровень содержания канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в шинах, каучуках, резиновых изделиях, а также технологических маслах для их производства;
– методика проведения испытаний в отношении содержания канцерогенных ПАУ в продукции;
– порядок осуществления контроля соответствия утвержденному техническому регламенту производимых и поставляемых изделий.
Введение технического регламента повлечет за собой ограничение ввоза в Россию канцерогенных шин, каучуков, масел и резиновых изделий из других стран. Фактически эта мера должна увеличить объем производства для российских производителей внутри страны, ограничив канцерогенно опасный импорт. Кроме того, производство «зеленых» шин, а главное, каучуков позволит расширить экспортные возможности для продукции российских предприятий.
Сотрудниками кафедры метрологии, стандартизации и сертификации ОГУ [4, 5] при оценке экологической безопасности автотранспортных потоков предложен перечень из 24 ВВ, предлагаемых к нормированию. Часть этих веществ выделяется в приземный слой атмосферы городов из продуктов износа автомобильных шин. Основными ВВ, предлагаемыми нами к нормированию должны быть: бенз(α)пирен и другие ПАУ, а также полимеры, сера, сажа и N-нитрозамины. Авторами [6, 7] предложены уровень нормирования и методики, которые можно использовать при оценке экологической опасности, как в процессе производства, так и в условиях эксплуатации автомобильных шин.
Несмотря на интерес отечественных автопроизводителей в России к проблемам окружающей среды и «экологичным шинам», они пока не находят такого же горячего отклика у потребителей, как в большинстве западных стран.
Выводы
1 Анализ литературы показал, что в национальных нормативных документах отсутствуют ограничения, запрещающие применять при производстве шин ароматические экстракты, признанные канцерогенными. При оценке качества автомобильных шин отсутствуют достоверные показатели, позволяющие определять уровень экологической опасности.
2 В Российской Федерации разработан проект технического регламента «Об ограничении реализации и использования шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел для их производства, содержащих канцерогенные полициклические ароматические углеводороды», в котором регламентированы предельно допустимые уровни содержания канцерогенных ПАУ в шинах, методика проведения испытаний и порядок осуществления их контроля. Проект технического регламента направлен на гармонизацию с международными требованиями, предъявляемыми к содержанию ВВ в составе автомобильных шин.
3 Для оценки экологической опасности автомобильных шин на этапах жизненного цикла нами предложен расширенный перечень ВВ, подлежащих нормированию, уровень оценки токсичности и методики их определения.
4 Требуется разработка оперативных мероприятий по сокращению выбросов ВВ в продуктах износа шин, особенно в центральных, густонаселённых частях городов. Однако реализация предлагаемых организационно-технических мероприятий по экологизации автомобильных шин требует в первую очередь внесения изменений в федеральные законы, в частности № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Необходима разработка специальных постановлений Правительства Российской Федерации для развития предложенных законопроектов, внесения изменений в ряд ведомственных приказов различных федеральных органов исполнительной власти, разработки национального стандарта.
Список использованных источников
1 Азаров, В.К. Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности и энергоэффективности автомобилей: дисс. …кандидат техн. наук: 05.05.03. / В.К. Азаров. – Москва: НИИ автомоб. и автомотор. Ин-т «НАМИ», 2014. – С. 137.
2 Леванчук, А. В. Гигиеническая характеристика воздушной среды в зоне влияния дорожно-автомобильного комплекса [Электронный ресурс]. / А. В. Леванчук // Журнал «Медицина и образование в Сибири». – Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1627. – 25.12.2016.
3 Почему не все европейские шины канцерогенно безопасны? [Электронный ресурс]. / Colesa.ru – шинный портал – Режим доступа: http://colesa.ru/news/23503. – 09.01.2017.
4 Вольнов, А.С. О системном подходе к оценке влияния автотранспортных средств в процессе эксплуатации на экологию городов / А.С. Вольнов, Л.Н. Третьяк // Вестник Оренб. Гос. Ун-та. – 2014. – №1. – С. 161–166.
5 Третьяк, Л.Н. Новые подходы по совершенствованию методов экологического мониторинга автотранспортных потоков/ Л.Н. Третьяк, Е.В. Бондаренко, А.С. Вольнов// Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы международной научно-практической конференции. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2015. – С. 224-233.
6 Третьяк, Л.Н. Обоснование методов контроля при экологическом мониторинге автотранспортных потоков на автомобильных дорогах города Оренбурга/ Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов, Е.Б. Болотный // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сб. ст. XII междунар. науч.-практ. конф. (22-24 апреля 2015 г.). – Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2015. – С. 475-484.
7 Вольнов, А.С. Допустимый уровень загрязнения приземного слоя атмосферы автомобильных дорог как показатель экологической безопасности автотранспортных потоков/ А.С. Вольнов, Е.М. Герасимов, Л.Н. Третьяк // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 8 ноября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1 – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 4-14.