ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЕТОДАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЕТОДАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Попов Г.Г. 1, Ульянова И.В. 2
1МосУ МВД Росии им. В.Я. Кикотя
2Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время, поведение подростков с отклонениями от социальных норм или девиантное поведение приобрело массовый характер. Поэтому оно в центре внимания педагогов, психологов, работников правоохранительных органов и др. [3].

Девиантное поведение это признак аномии общества, к которой привели, если не брать во внимание глубинные процессы, присущие только российскому обществу, происходящие перемены в стране. Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессия, алкоголизм и т.д.) заставляют общество задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок незащищенный, открытый и устремленный к свету и добру, по мере взросления, начинает вести себя асоциально. Дефицит таких понятий, как бескорыстие, милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к ребёнку и его судьбе, да и в школах порой наблюдается формальное отношение к детям.

В настоящее время отвлечение от правонарушений выступает катализатором изменения форм и эталонов поведения подростков. В частности отвлечение от правонарушений представляет собой организацию различных секций с целью переключения внимания подростков с асоциального образа поведения на установившийся в социуме. В том числе, и с помощью визуализации информации, подключая у подростков когнитивные функции правого («образного») полушария, формируя активную жизненную позицию [1-2].

Цель работы – на основании исследования особенностей поведения подростков разработать и апробировать программу профилактики девиантного поведения подростков с помощью когнитивной визуализации.

В течение августа месяца 2016 г. было обследовано 3 подростка. Они обучаются в МОУ СОШ с. Хопёрское Балашовского района Саратовской области. Изучение личных дел, беседа с респондентами позволили создать их первичную характеристику. Приведем пример. Подросток, мужского пола, 2000 г.р., перешёл в 11 класс, семья неполная. Мать работает бухгалтером, доход семьи составляет 12 тыс. рублей. По данным, полученным в ходе анкетирования и беседы с испытуемым, он употребляет алкоголь в компании друзей, в зависимости от настроения. Анализ результатов по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки показал, что подросток склонен к выражению негативных чувств через ссоры, то есть налицо вербальная агрессия. Так же диагностирована склонность к раздражению (индекс агрессивности 67 балла, индекс враждебности 63 балла). Данные, полученные в результате проведения диагностики, по различным методикам показали, что ему характерна такая стратегия поведения в конфликтных ситуациях, как соперничество; у него склонность противопоставлять свои нормы и ценности групповым. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций у испытуемого отмечается слабость волевого контроля эмоциональной сферы, отмечается предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения психического состояния. По шкале склонности к разрушающему своё личное «Я» поведению, отмечается склонность к риску, выраженная в потребности острых ощущений, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни. Социальный диагноз – девиантное поведение, которое выражается в употреблении психоактивных веществ (ПАВ) и агрессии в отношении окружающих, обусловленное личными особенностями (психологической ригидностью подростка). Социальный прогноз - благоприятный, при условии реализации профилактической программы.

Исходя из результатов данных, полученных при проведении социальной диагностики, была разработана программа профилактики девиантного поведения подростков. Программа направлена на:

- осознание собственных ресурсов подростка, способствующих формированию здорового образа жизненного стиля и высокоэффективного поведения на основе формирования когнитивных представлений в правом (образном полушарии). Это представление о себе самом, об отношении к себе, своим возможностям и недостаткам; система ценностей, целей и установок; способность или неспособность делать самостоятельный выбор;

- умение контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; умение общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

- развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ;

- профилактику употребления ПАВ, преодоление стрессовых ситуаций, а так же нормализации отношений с окружающими.

Цель программы: профилактика девиантного поведения подростков, а так же воспитание психически и физически здорового и личностно развитого человека, обладающего определёнными социально-психологическими навыками и способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме ПАВ.

Предварительный этап этой программы включает проведение бесед. Первая беседа была проведена о вреде употребления ПАВ. Её содержание: вступительное слово о ПАВ и их влияние на здоровье человека; приемы визуализации – показ слайдов презентации по данной тематике, показ фильма о воздействии на организм алкоголя, табака и наркотиков; обсуждение фильма в группе. Вторая беседа была проведена с целью мотивации подростков к здоровому образу жизни. Содержание: вступительное слово о здоровье человека, показ слайдов с информацией мотивационного характера; интерактивная часть: опрос в группе об отношении к своему здоровью и к занятию физической культурой, подведение итогов. В данных беседах был сделан упор на когнитивную визуализацию, приводящую к подключению в процесс усвоения «образное» правое полушарие, способствующее систематизации знаний, глубокого понимания сущности и перевода информации в долговременную память.

В целом же программа рассчитана на перспективу (от года до 5 лет). Её реализация, по формированию жизнеутверждающих ориентаций обучающихся, осуществляется посредством проведения комплекса воспитательных мероприятий «Здравствуй, этот удивительный и прекрасный мир!». Они подразделяются на несколько блоков, ориентированных на ведущую деятельность обучающихся, степень готовности к формированию жизнеутверждающих позиций: I блок смыслообразов ориентирован для обучающихся 7-8 классов: «Какой я, какие мы?» и «Как стать по настоящему взрослым»; II – для 9 класса «Каким и кем быть?»; III – для 10-11 классов «Я выбираю гуманность к этому миру»; «Я в ответе за всех». В частности, это творческие дела коллектива. Они включают в себя исследовательские проекты – «Научные исследования в нашей жизни». Художественную самодеятельность – например, фестиваль «Весна – время перемен». Благотворительные акции – «Здравствуйте, мы люди – добрые!». Экологические проекты – «Путешествие в царство леса», «Мы – это тоже природа» и т.п. [2].

Кроме общих мероприятий для всех подростков необходимо проведение индивидуального плана действий с каждым подростком в отдельности. Нами в частности был предложено следующее: 1) провести экскурсию, как одного из метода когнитивной визуализации, в наркологический диспансер МУЗ ЦРБ г. Балашова. Цель – наглядная демонстрация биологических и социальных последствий употребления ПАВ и формирование в долговременной памяти увиденных образов. 2) участие подростка в качестве волонтера: посещение ГБОУ СО «Школа – интернат АОП с. Родничок» Балашовского района. Цель – развитие социальной активности личности, что само по себе способствует изменению модели поведения. 3) знакомство подростка с работой органов опеки и попечительства в вопросах работы с семьями, ведущими асоциальный образ жизни. Участие в патронаже таких семей. Цель – наглядная демонстрация разрушительного воздействия ПАВ на семью.

После проведения индивидуальных мероприятий с подростком была проведена вторичная диагностика. Было отмечено что, индекс агрессивности составил 40 баллов, а индекс враждебности 37 баллов, против первоначальных 67 и 63 баллов. Было выявлено снижение показателей результатов по шкале вербальной агрессии, что заключается в небольшом проявлении раздражительности. Подросток в конфликтных ситуациях придерживается такой стратегии поведения как сотрудничество. По шкале склонности к агрессии и насилию наблюдается снижение агрессивных тенденций. По шкале склонности к саморазрушающемуся поведению, у респондента отмечается повышение уровня ценности собственной жизни. С родителями у подростка, преобладает позитивизм в отношениях. Таким образом, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних является сложной, много-аспектной проблемой. Разработанная программа «Здравствуй, этот удивительный и прекрасный мир!», включающая комплекс общих и индивидуальных мероприятий успешно апробирована. Проводимые вступительные беседы с демонстрацией актуализированных презентаций, экскурсии в наркологический диспансер и участие в волонтерском движении способствуют формированию активной и жизнеутверждающей позиции у подростков с девиантным поведением.

Библиографический список

1. Ульянова И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы: автореф. дисс…д.п.н. Смоленск, 2012. 44 с.

2. Ульянова И.В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование смысложизненных ориентаций учащихся» / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. 2012. № 1. С. 16-25.

3. Филиппов, Ф.Р. Девиантное поведение молодежи: / Ф.Р. Филиппов // Социол. исследования. 2010. № 3. С. 3-12.

Просмотров работы: 480