ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Вулишная А.С. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало обучения в школе – для каждого ребенка один из самых серьезных и сложных моментов в жизни. Соблюдать все правила школьного режима кажется невозможным, первокласснику сложно управлять своими эмоциями, регулировать свои желания… Очень важным для маленького школьника является осознание своей собственной роли как ученика, установления правильного взаимодействия с учителем. Адаптация к школеэто переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным условиям. Успешность образовательного процесса, во многом зависит от того, какую линию поведения выберут сопровождающие ребенка взрослые - учителя и родители, насколько доступной и своевременной будет их помощь и поддержка. Важно, чтобы семья и школа выстроили взаимодействие, координировали свои действия.

Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характер его стремления к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова - Славская, Л.П. Буева, М.С. Качан, В.А. Ленторский).

Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи. Оно является одним из основных способов активизации саморазвития, самоактуализации младшего школьника и самооценки.

Педагогическая наука понятие педагогическое взаимодействие рассматривает как одно из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности.

Взаимодействие человека с другими людьми педагогическая наука определяет как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению. Общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью.

Педагогическое взаимодействие - систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика (В.Я. Ляудис). В авторитарной парадигме взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика.

В педагогическом плане «взаимодействие» определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса (В.А. Кан-Калик, Г.Д. Кириллова, А.К. Маркова).

Способность к педагогическому взаимодействию означает универсальную особенность педагога, характерную для выполнения его функций в педагогическом процессе, оказывать влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Этот процесс сегодня рассматривает родителей как субъекта изменений, соучастника педагогического процесса, как личность, а не как объекта внешних воздействий и влияний (В.П. Беспалько, М.В. Карина, В.В. Горшкова).

На наш взгляд, взаимодействие школы и семьи при адаптации первоклассника к школьной жизни должно опираться на следующие правила:

1. В основе работы учителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Во взаимодействии не приемлем нравоучительный, назидательный и категоричный тон, это может стать источником обид, раздражения и неловкости. И в дальнейшем потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает.

2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель нередко становится вольным или невольным свидетелем семейных отношений, скрывающихся от чужих глаз. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Основа взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих из сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. Базой являются принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не имея знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника для создания атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй. В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся:

Направления:

  • изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания

  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

  • работа с проблемными семьями и детьми

  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • организация диагностической работы по изучению семей.

  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй.

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания.

  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов, Родительская общественность и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ГПД.

  • оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам. Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения обуславливается выполнением следующих условий:

  • основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей;

  • воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности - на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций;

  • взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу;

  • сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;

  • неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;

  • не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства;

  • не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в обеспечении успешной адаптации к школьной жизни. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Используемая литература

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007

  2. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014.

  3. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012

  4. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013.

  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процес­са в школе. — М., 2000.

  6. Стеценко О.Н. Социально-педагогическое сопровождение семьи первоклассника в условиях адаптации к школе//Социальная сеть работников образования//http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/10/19/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semi

Просмотров работы: 692