ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Феоктистова А.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Следует отметить, что отсутствие у дошкольников таких качеств, как усидчивость, умение напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, обуславливает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка. По нашему мнению, решение данной проблемы следует искать в проектной деятельности дошкольников.

На современном этапе существует несколько предложений описания метода проекта, используемого в дошкольных образовательных организациях: книга доктора психологических наук, профессора Николая Веракса «Проектная деятельность дошкольников» [1]; пособие кандидата педагогических наук Елены Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ» и др. [2].

Все ученые, которые исследуют данную проблему, едины в мысли, что образовательный процесс в ДОО строится не на логике учебного предмета, а на логике деятельности и удобнее всего планировать проект по содержанию деятельности.

В дошкольной организации проектная деятельность может быть разной по объему заданий, по продолжительности, по характеру координации и контактов, по форме проведения, видам деятельности. Проект всегда ориентирован на самостоятельную познавательную деятельность ребенка во время решения личностно значимых проблем. Уникальность и ценность такого подхода заключается в том, что проектная деятельность в детском саду мотивирует ребенка самого искать ответ на вопрос, получая в процессе поиска новые знания и умения.

Взрослые выступают в роли позитивных лидеров, лишь умело предоставляют соответствующие направления деятельности с помощью планирования. В группу «взрослых лидеров» входят не только работники детских дошкольных учреждений, но и родители, которые в проектной деятельности принимают активное участие. Таким образом, исчезает барьер между воспитанием в детском саду и воспитанием ребенка дома.

Детская проектная деятельность имеет свои возрастные разграничения. До пяти лет проектную деятельность ребенка рассматривают на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не дает ребенку возможность в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль отведена взрослому. Интерес детей к содержанию проекта зависит от удовлетворения различных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять [4].

До конца пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, который дает им возможность перейти на новый, развивающий уровень проектирования, что и является уже настоящей проектной деятельностью ребенка. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделять (принимать) проблему, уточнять цель, состоятельно избрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. Поэтому воспитатель не так генерирует свои идеи, как приобщается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задания.

В проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста углубляют свое творческое отношение к окружающей действительности, учатся устанавливать причинно-следственные связи в мире. Достигая поставленной перед собой конкретной цели, дошкольники действуют сознательно, с удовольствием, без принуждения, потому что проблема, за решение которой они сознательно берутся, имеет для них внутреннюю ценность, связана с их потребностями и интересами.

Метод проектов дает возможность широко охватить все виды деятельности ребенка, поскольку аккумулирует в себе познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывает все аспекты жизнедеятельности детей в детском саду и дома [3].

Любой проект начинается с создания педагогом ситуации, при которой в сознании каждого ребенка возникают вопросы и, невзирая на все его усилия, категорически не хотят оттуда «исчезать», вынуждают ребенка действовать.

Обращение к методу проектов имеет существенные преимущества. Его приложение активизирует, организует, нацеливает ребенка старшего дошкольного возраста на творческую деятельность, познание. Происходит личностный рост детей, в частности развиваются:

– жизненная компетентность (ребенок приобретает дееспособность в разных жизненных ситуациях);

– эмоционально-образная сфера;

– Я-концепция («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня любят»);

– коммуникативные навыки;

– креативность;

– самостоятельность в принятии решений;

– личностные качества;

– познавательная деятельность.

Процесс деятельности старших дошкольников в проекте сложен и динамичен. На каждом этапе проектной деятельности должно происходить межличностное общение. Благодаря применению разных методик ребенок получает полезную информацию, выясняет новые для себя знания и факты, делает открытия, которые имеют личностное значение. У него формируются способы умственных действий: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, систематизация, обобщение и тому подобное. Он проникается эмоциями и чувствами других, получает опыт работы в группе.

Взаимоотношения между участниками проектной деятельности регулируются именно средствами общения, в процессе которого формируются моральные качества личности, развиваются коммуникативные умения детей. Общение побуждает их к самопознанию. Благодаря реальности результатов проектной деятельности дети имеют возможность ощутить удовольствие от собственной работы. Это также способствует образованию и развитию важных мотивов деятельности: познавательных, личностных, социальных.

Проектная деятельность старших дошкольников является интегративной образовательной деятельностью, благодаря этому у детей формируется целостное виденье картины мира. Такая деятельность может быть различной как по объему задания, так и по продолжительности. По продолжительности проекты могут быть кратковременными (на протяжении одного дня, занятия) и длительными (до двух недель). Большие по объему тематические проекты (например, «Жизнь дерева», срок проведения – один год) состоят из серии проектов, результаты каждого из которых презентуют, оформляя тематическую выставку, организовывая праздник, развлечение и др. [3].

Все проекты проводят в пределах дошкольной организации, но случаются личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве), которые дети реализуют совместно с родителями.

Метод проектов открывает широкие возможности для формирования основ валеологической культуры дошкольников. На данную тематику с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать следующие виды проектов:

– комплексные: «Мое здоровье», «Веселые старты»;

– межгрупповые: «Валеологические коллажи», «Если хочешь быть здоров…»;

– творческие: «Мой приятель Мойдодыр», «У нас в саду»;

– групповые: «Познай себя», «Наши привычки»;

– индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;

– исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и др.

Воспитатель – координатор проектной деятельности. Чтобы применять метод проектов на практике, педагог должен изменить свои педагогические позиции и взгляды. Он должен понимать, что успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективы, очертить план действий, ресурсов для выполнения и, реализовав собственный проект, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.

В своей профессиональной деятельности необходимо, безусловно, опираться на интересы ребенка, его возможности в реализации собственного Я посредством деятельности, свято уважать и благоговейно оберегать первые инициативы, поддерживая его творческую активность в самостоятельном поиске путей преодоления проблем. Это дает возможность по-другому посмотреть на организацию педагогом жизненного и воспитательного пространства дошкольников, в котором ребенок должен найти все, чтобы удовлетворить свою индивидуальную программу развития. Из носителя готовых знаний педагог превращается в активного участника, соавтора, а иногда – лишь в проводника к источникам знаний в творческой деятельности детей.

Литература:

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  2. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

  4. Сидоренко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Журнал «Завуч». – 2009. – № 6.

Просмотров работы: 572