ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С АРХИТЕКТУРОЙ СУРГУТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С АРХИТЕКТУРОЙ СУРГУТА

Дорохова А.С. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Следует отметить, что широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. «Общение» с архитектурой делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах творческой деятельности.

Анализ научных исследований о психофизиологических особенностях развития дошкольников позволил сделать вывод о подготовленности дошкольников к восприятию произведений архитектуры, о целесообразности организации ознакомления детей с архитектурой, начиная со старшего дошкольного возраста.

Вместе с тем установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольных образовательных организаций используются крайне редко, для детей старшего дошкольного возраста характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности [5].

Архитектура– здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества (Большой энциклопедический словарь).

Как отмечают исследователи, архитектура является важнейшим компонентом культуры. С одной стороны, она порождена человеком, является средством удовлетворения его биологических и социальных потребностей, с другой, создавая предпосылки для появления все новых потребностей, архитектура формирует нового человека. Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (Н.С. Бузакова, Н.С. Стерхова и др.), ценностного отношения к родному городу (К.В. Борчанинова, Н.А. Платохина и др.), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова и др.) [1].

На наш взгляд, в Сургуте есть немало архитектурных сооружений, которые интересны детям и будут иметь широкие возможности в воспитании и развитии личности ребенка-дошкольника. Это школа иностранных языков «Биг Бэн», торговый центр «Вершина», Музейный центр, Дом купца Клепикова, мост через Обь, дворец искусств «Нефтяник», Театр Сургутского государственного университета, историко-культурный центр «Старый Сургут», офисное здание Газпрома, храмы различный конфессий. Эти объекты придают городу свое определенное «лицо», которое делает его непохожим не на один другой город.

В процессе ознакомления с данными сооружениями перед дошкольниками могут быть поставлены следующие задачи: перечислить основные достопримечательности Сургута, узнать их на картинках; назвать архитекторов, которые занимались строительством данных сооружений; рассказать об истории возникновения памятников архитектуры [4].

Работу по ознакомлению с Сургутом можно разделить на три темы: «Сургут прошлого», «Сургут настоящего», «Сургут будущего». Тема «Сургут прошлого» может быть представлена на примере ознакомления с историко-культурным центром «Старый Сургут» и Домом купца Клепикова. Тема «Сургут настоящего» может быть раскрыта на примере различных современных сооружений: мост через Обь, школа иностранных языков «Биг Бэн», торговый центр «Вершина», Музейный центр, дворец искусств «Нефтяник», Театр Сургутского государственного университета, офисное здание Газпрома, храмы различный конфессий. Тема «Сургут будущего» может быть представлена детскими постройками и рисунками на тему «Сургут в моих мечтах»

Для успешного ознакомления дошкольников с архитектурой Сургута можно использовать литературные и научно-познавательные произведения о Сургуте, художественные альбомы, открытки, репродукции, фотографии, видеофильмы и презентации о достопримечательностях Сургута, карты и схемы города, макеты архитектурных сооружений и городских микрорайонов, дидактические игры и др. [3].

В материалах таких ученых, как Н.Ю. Шлат и А.О. Орлов, есть примеры использования логических задач краеведческого содержания, нацеленных на ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой. Существует пособие «Архитектура для дошкольников» (Н.Н. Тятюшкина, Н.В Сивацкая), в котором раскрыто использование ТРИЗ-технологии, которая поможет сформировать у детей элементарные представления об архитектуре как виде искусства. Некоторые педагоги уже разрабатывают и используют в своей образовательной деятельности проекты по ознакомлению дошкольников с архитектурной средой города, примером может служить детско-взрослый проект «Архитектурное бюро», разработанный воспитателемО.В, Калинченко работающей в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7» г. Калачинск.

Сегодня педагоги используют разнообразные формы и методы, способствующие решению поставленных нами задач:

– Беседы об архитектуре, включающие три группы вопросов: а) вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию архитектурных сооружений; б) вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности архитектурного памятника; в) вопросы, побуждающие детей к бережному отношению к памятникам архитектуры.

– Экскурсии к памятникам архитектуры города.

– Манипулятивные игры с художественными материалами (например, «Линия нам рассказывает о…»).

– Режиссерские игры (например, «Диалог архитектурных сооружений», «Стиль архитектуры», «Здания родного города»).

– Состязательные игры (например, «Кто назовет большее количество…»).

– Ролевые игры (например, «Встреча с архитектором», «Незнайкина проблема», «Мир архитектуры глазами…»).

– Имитационные игры: «Встреча», «Мир архитектуры», «Произведение заговорило», «Путешествие в мир архитектуры», «Реклама архитектурных произведений».

– Игровые упражнения: «Дорисуй геометрическую форму», «Исчезнувшее изображение».

– Символические игры: «Найди ключ архитектора» [2].

Кроме того, в рамках ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой города Сургута, важно познакомить дошкольников с профессией архитектора.

Мы рассматриваем архитектуру как результат творческой деятельности человека, как средство развития познавательных интересов дошкольников к творческой деятельности архитектора. Дети узнают, что архитектор – это специалист по архитектуре.

В результате ознакомления с данной профессией дошкольник:

– знает и может рассказать о профессии архитектора;

– знает и может рассказать об орудиях труда архитектора;

– знает и отличает архитектора от строителя;

– уважает труд архитектора, бережно относится к памятникам архитектуры.

С.А. Козлова в своих исследованиях исходит из того, что ребенок должен воспринимать взрослого человека как личность, обладающую определенными качествами, умениями, знаниями, и как представителя той или иной профессии.

Формирование познавательного интереса к творческой деятельности архитектора города Сургута можно осуществлять по трем направлениям.

Первое направление – формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что такое архитектура, как она появилась.

Второе направление – формирование у детей устойчивого интереса к человеку-творцу на примере творческой деятельности архитектора Сургута.

Третье направление – развитие у детей желания заниматься творческой деятельностью.

В рамках второго направления важно показать общественную значимость того, что делает архитектор, мотивы его творческой деятельности и планетарность творений. Важно показать детям, как зарождалась творческая личность будущего архитектора, что является наиболее привлекательным для ребенка в личности и деятельности взрослого; знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью архитектора и ее результатами.

Архитектура как результат творческой деятельности архитектора является одним из источников познания творческого начала в человеке, а профессиональная деятельность архитектора может стать для ребенка нравственным примером служения людям.

Отбор содержания знаний о человеке-архитекторе должен осуществляться с учетом принципа краеведения, а познавательный интересе к творческой деятельности архитектора формироваться в направлении от интереса к миру архитектуры как результат деятельности человека-архитектора, удовлетворяющего разнообразные потребности людей, к личности самого архитектора как творца [1].

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с архитектурой – это перспективное направление работы ДОО, в рамках которой возможна интеграция образовательных областей и детских видов деятельности. Архитектура организует пространственную среду, хранит историческую память, создает яркие, эмоционально-насыщенные образы, предоставляя тем самым неисчерпаемые возможности для эстетического воспитания и всестороннего развития личности ребёнка.

Список литературы:

1. Кожокарь, С.В. Удивительный мир Бориса Тхора [Текст] / С.В. Кожокарь // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.96-103.

2. Платохина, Н.А. К вопросу о развитии у дошкольников ценностного отношения к родном городу средствами архитектуры [Текст] / Н.А. Платохина // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.37-47.

3. Спиридонова, Н.М. Знакомим детей с архитектурой Иркутска [Текст] / Н.М. Спиридонова, Е.О. Сунцева // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.90-95

4. Шейко, Н.Г. Город на ладошке или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? [Текст] / Н.Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.7-17.

5. URL: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=16737 (дата обращения: 19.12.2016)

Просмотров работы: 1212