ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Балабова Ю.В. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня остро стоит проблема детского чтения. Мы видим, что дети все реже интересуются книгами, находят им замену. Учителя говорят о том, что уроков литературного чтения и окружающего мира не достаточно для развития навыков работы с книгой, интереса к чтению, а также любви к самостоятельному чтению. Конечно, в такой ситуации, учитель не может без помощи родителей организовать детское чтение в полном объеме, так как должна идти совместная работа ребенка с книгой. Поэтому, мы считаем, что вовлечение детей и родителей во внеклассные занятия будут способствовать развитию интереса не только к книге, но и самому чтению.

В процессе выполнения исследования для решения проблемы вовлечения родителей и детей в работу с книгой были использованы различные формы организации на внеклассных занятиях на материале произведения алтайского писателя В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька» [2]. Обращение к произведениям алтайского писателя обусловлено возможностью расширения читательского кругозора детей и формирования интереса к детской литературе родного края.

Принципиально важным в организации работы с детской книгой для нас являлось привлечение родителей, что позволило сблизить детей и родителей, организовать совместное прочтение, а затем и обсуждение книги.

Представляем следующие апробированные формы совместной деятельность детей, родителей и учителей с книгой.

  1. Круглый стол.

Цель данной формы – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемое произведение.

Для того чтобы организовать круглый стол с учащимися и родителями, необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, подберите произведение, которое заинтересует и детей и родителей.

Во-вторых, необходимо выбрать ведущего, который будет организовывать, направлять разговор.

В-третьих, подготовить ряд вопросов, которые необходимо обсудить во время мероприятия.

Во время проведения данного мероприятия, все участники садятся в круг, ведущий задает вопросы, и выслушивает варианты ответов. Важно, чтобы свою точку зрения высказал каждый участник, вне зависимости верная она или нет.

Рассмотрим данную форму на примере произведения алтайского писателя В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька».

В начале мероприятия рассаживаем детей и родителей за круглый стол. Дома участники круглого стола познакомились с биографией и циклом рассказов В.Б. Свинцова «Мой друг Сенька».

Ведущий задает вопросы:

- О чем произведение?

- Как показана жизнь щенка?

- Почему герой произведения – щенок по кличке Сенька?

- Как вы думаете, почему щенок остался один?

- Какие жизненные трудности встречаются на пути Сеньки? Почему?

- Какой урок пытается донести автор произведения?

- Как связано произведение с биографией автора?

- Какие взаимоотношения между героями показывает автор? Между отцом и сыном? Игорем и Сенькой? Сенькой и другими животными?

Такая форма позволит формировать у детей умения:

- доказывать и отстаивать свою точку зрения;

- формулировать собственную позицию и мнение;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и интересы.

  1. Читательская конференция.

Для организации читательской конференции необходимо:

  • выберите одно произведение; ряд произведений, объединенных одной темой; или творчество писателя;

  • дайте учащимся творческое задание, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, подготовить выразительное чтение отрывка, подготовить словестное описание главного героя.

  • дайте задания родителям, например, подготовить рассказ-презентацию автора.

  • заранее подготовьте вопросы по теме конференции и раздайте их участникам.

Обратимся к произведению «Мой друг Сенька». К произведению могут быть следующие творческие задания: подготовить один из рассказов к пересказу от лица Сеньки; подготовить графическое описание понравившегося отрывка. Задание для родителей: приготовить рассказ-презентацию о биографии писателя.

Рассказ о биографии может включать в себя: дату жизни, направление в творчестве, награды писателя, дом, в котором жил автор, высказывания об авторе и т.д.

Предоставляем примерный перечень вопросов для читательской конференции:

  • Как вы думаете, почему щенок остался один?

  • Какие жизненные трудности встречаются на пути Сеньки? Почему?

  • Какой урок пытается донести автор произведения?

  • Как связано произведение с биографией автора?

  • Какие взаимоотношения между героями показывает автор? Между отцом и сыном? Игорем и Сенькой? Сенькой и другими животными?

  • Какова тема творчества В.Б. Свинцова в произведение «Мой друг Сенька?

  • Как относятся дети к данному произведению? Почему? (отвечая на данный вопрос, учащиеся совместно с родителями и библиотекарем могут провести опрос, а на конференции представить результаты со своими выводами).

Во время мероприятия сначала выступают родители с интересными фактами из жизни писателя: информация о том, что все произведения В.Б. Свинцова основаны на реальных событиях, что он с любовью относился к животным и этим пропитаны все его произведения.

Затем начинается прослушивание подготовленных ответов на вопрос с их последующим обсуждением.

Результатом данной формы обсуждения может быть выставка детских рисунков, проект по творчеству писателя, стенгазета. В такой форме у детей формируются умения анализировать материал, сравнивать, обобщать, доказывать свою точку зрения, создавать мини-проекты [1].

  1. Тематические вечера:

Такие вечера могут быть разных типов, например:

  • вечер вопросов и ответов.

Для организации такого вечера:

во-первых, заранее дайте произведение , которое необходимо прочитать;

во-вторых, попросите детей составить список интересующих вопросов по данному произведению, по истории создания произведения

в-третьих, обработайте все собранные вопросы и создайте корректный список.

в-четвертых, пригласите на вечер библиотекаря, литературоведа, который занимается изучением творчества данного писателя, которые будут отвечать на вопросы читателей.

  • вечер-диалог -форма проведения дискуссий, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.

  • вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.

  • вечер-портрет - позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов.

Все тематические вечера позволят ребенку более глубоко проникнуть в творчество писателя, в само произведение. Благодаря им, учащиеся смогут понять мотивы писателя, выделить мораль произведения, расширить свои представления. К тому же такие вечера являются хорошим помощником в формировании коммуникативных умений ребенка.

  1. Игры - соревнования.

При подготовке к такому мероприятию:

  • продумайте систему оценивания ответов – это могут быть жетоны, баллы, фигуры, наклейки, рисунки;

  • обсудите форму работы: групповая (командная) или индивидуальная;

  • подготовьте задания, формулировка которых должна быть понятной и иметь один верный вариант ответа.

Вернемся к произведению «Мой друг Сенька». Для подготовки игры-соревнования необходимо составить задания по произведению. Например, кроссворд, узнай героя по описанию.

Кроссворд:

   

1

               
       

2

           
 

3

                 
   

4

               

5

                   
 

6

                 
       

7

           

Вопросы:

  1. Кто напал на Сеньку в деревне? (гусак)

  2. С кем играл Сенька в лесу? (ворона)

  3. Каким цветом была шерсть у Сеньки? (коричневая)

  4. Как звали главного героя произведения? (Сенька)

  5. Кто прорвался в огород к Сеньки? (курица)

  6. Как звали лучшего друга Сеньки? (Пушок)

  7. Какого зверя поймал охотник в капкан? (волчица)

Задания для «Узнай героя по описанию»:

  1. Кокетливая болонка. Потягивается, жеманно щурит глаза под нависающими кудряшками и вдруг, заметив Сеньку, взвизгивает и бросается к нему (Барселона).

  2. Ее поймал лесник в капкан. Она лежала неподвижно, вытянув лапы и положив на них крупную остроносую голову. Ее глаза были закрыты. Ни один волосок, ни один мускул не отреагировал на скрип калитки, когда Сенька вошел во двор (Волчица).

  3. Совсем маленький, слепой и беспомощный. У него коричневая короткая шерстка, которая грела плохо, поэтому он сильно дрожал. Его лапки были короткими и плохо держали, поэтому он ползал на брюхе (Сенька).

Описанные выше формы работы позволили, с одной стороны, сформировать у учащихся умения, представленные во ФГОС НОО:

  • аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • формулировать собственную позицию и мнение;

  • задавать вопросы;

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • анализировать, обобщать, сравнивать;

  • выделять главную и второстепенную информацию;

  • работать с книгой до чтения, во время и после чтения;

  • ориентироваться в книге и в мире книг [3].

С другой стороны, развить интерес у детей к произведениям алтайских писателей, как показала беседа с библиотекарем, дети выбирали книги В. Новичихиной, И. Атаманова, В. Нечунаева, А. Никольской, В. Свинцова. И самое главное, родители, участвуя совместно с детьми на внеклассных занятиях, поняли значимость обсуждения прочитанной книги, совместный выбор книги для предстоящего чтения и личностную заинтересованность к читательским интересам своего ребенка.

Список литературы

1. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ Т.Н. Калечиц. - М. «Просвещение»,1980 г. – 87с.

2. Свинцов В.Б. Мой друг Сенька [Текст]: Рассказы / В.Б. Свинцов. – Барнаул, Алтайский дом печати. – 2008. – 80с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва : Просвещение, 2014. — 34 с.

Просмотров работы: 547