ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Васильченко К.А. 1
1МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как отмечает Белая К.Ю. – «самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации специалистов» [2]. Между этими периодами обучения педагог должен целенаправленно работать самостоятельно. Поскольку профессия педагога требует постоянного совершенствования, продвижения вперед - педагогическое самообразование актуально в наше время.

Голицына Н.С. выделяет направления и задачи в системе самообразования педагогов ДОУ, которые можно использовать и для педагогов дополнительного образования: «Ознакомление с новыми нормативными документами; изучение учебной и научно-методической литературы; ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; изучение новых программ и педагогических технологий; ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (необходимо и для педагогов дополнительного образования, которые работают с детьми дошкольного возраста); повышение общекультурного уровня» [1].

Голицына Н.С. предлагает дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов. Соответственно опыту и педагогическому стажу автор выделила 4 группы людей: молодые специалисты, педагоги со стажем свыше 5 лет, опытные и творчески-работающие педагоги, педагоги без специального образования. Исходя из потребностей каждой группы, автор предлагает различные задачи профессионального самообразования. Так, например, для молодых специалистов она предлагает следующую тематику для самообразования: «Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; формирование основ педагогического мастерства; развитие умений и конструктивных способностей» [1].

Темой для самообразования педагога также может выступить проблема, которая вызывает у него затруднение или является предметом его особого интереса, либо одна из задач годового плана учреждения или же пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Педагог занимается выбранной темой в течение учебного года или другого периода времени.

Для достижения успеха в профессиональном самообразовании педагогу нужна поддержка и помощь со стороны методиста в решении следующих задач: «в определении темы, целей и задач, способов достижения цели и задач в ходе самообразования; в ходе реализации плана по самообразованию; в изучении и анализе результативности своей работы» [3].

Важным условием является правильная организация работы по самообразованию. Голицына Н.С. подробно описывает этапы и содержание работы педагога по самообразованию в сопровождении деятельности руководителя. В дополнительном образовании – методиста.

Самообразование не должно иметь формальный характер, то есть «сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов» [1]. Самообразование может помочь в пополнении и конкретизации своих знаний; овладении исследовательской деятельности; поиске эффективных для себя приемов работы как с детьми, так и с их родителями; формировании гибкости мышления, в умении создавать модели и прогнозы образовательного процесса; развитии в себе потребности к обогащению педагогических и психологических знаний; раскрытии творческого потенциала.

Нельзя не согласиться со словами Голицыной Н.С., что «правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности» [1].

Предлагаемый нами проект самообразовательной деятельности педагогов дополнительного образования (на примере программ художественной направленности) будет основываться на этапах работы по самообразованию, предложенных в исследованиях Голицыной Н.С..

Подготовительный этап

Методист должен помочь педагогу выявить проблему, по которой он желает работать. Так как согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы должны ежегодно обновляться, то перед педагогом встает проблема – актуализация программ художественной направленности. У педагога должна сформироваться потребность в самообразовании. Исходя из проблемы, можно обозначить цель самообразования – «Обновление образовательной программы».

Плановый этап

Педагог должен четко сформулировать план своих действий. Если у него возникают трудности, то он может обратиться за консультацией к методисту. Методист даст методические рекомендации в определении содержания работы по самообразованию, в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения, в составлении плана самообразования.

Теоретический этап

На данном этапе методист может предложить педагогу ознакомиться со следующими авторскими программами для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: «Цветные ладошки» Лыковой И.А., «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцаковой Л.В. и «Художники-умельцы» Ермолаевой Н.В. Для тщательного изучения методист предлагает тематическую подборку материала из вышеуказанных программ. Для наглядности информации методист может организовать тематическую выставку, к примеру «Народные глиняные игрушки», или оформить стенд, например с темой «Виды лепки с детьми дошкольного возраста». В ходе анализа педагог должен понять, что данные программы призваны помочь педагогу в эстетическом развитии воспитанников. Так, например, благодаря использованию материалов по теме «Лепка», легче объяснять детям связь между пластической формой и способом лепки; доступнее совершенствование изобразительной техники рельефной лепки и приёмов декорирования, и т.д..

Практический этап

Педагог применяет на практике изученные педагогические технологии: разрабатывает новые пособия, а также, возможно, создает атрибуты для своих занятий. Методист, в свою очередь, оценивает работу педагога: посещает и анализирует организацию занятий, изучает подготовленные педагогом практические материалы.

Итоговый этап

Методист оказывает помощь педагогу в оформлении результатов самообразования. Он привлекает педагога к выступлению на педагогическом совете и проведению открытого просмотра, организовывает выставку работ совместного творчества педагога и детей. Также методист может редактировать материалы для публикаций педагога по теме самообразования, принимать участие в распространении педагогического опыта.

Данный проект поможет педагогам обогатить свои знания, раскрыть творческий потенциал, дополнить свою программу новыми технологиями.

Список литературы:

  1. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. - 104 с.

  2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.-399, [1] с.

  3. Багаутдинова С. Ф., Корнилова К.В. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении – Издательство «Флинта», 2015

Просмотров работы: 656