РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Чернобровкин В.А. 1, Некрасова Т.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе дошкольного образования как самостоятельной, самоценной ступени общего образования, большое значение имеет художественно-эстетическое развитие, которое является наиболее значимым в формировании личности человека именно дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие, согласно п.2.6 ФГОС ДО (Требования и содержание ОП) - образовательная область одного из направлений развития, образования детей и вида деятельности (наряду с социально-коммуникативным, познавательным, речевым и физическим развитием) [1], немаловажная роль, в реализации которой принадлежит театрализованной деятельности как основной форме игровой деятельности ребенка. Ведь игру и игровую деятельность можно рассматривать по сути дела, как основную форму жизнесуществования ребенка. Вряд ли можно представить хоть один день жизни ребенка без и вне игры, так как «эстетическое, то есть чувственное восприятие - это то, с чего человек начинает познавать окружающий мир и действительность в целом» [2].

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В создании положительного эмоционального фона особая роль принадлежит театральной деятельности. Общеизвестно, что одним из недостатков общепринятой системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который находится в одном и том же помещении длительное время и должен придерживаться одного и того же распорядка дня. Такая обыденность, зачастую превращает активных и мечтательных дошкольников в равнодушных. И что бы этого не произошло, нам может помочь театральная деятельность, которая вносит в жизнь ребенка разнообразие и дарит ему радость [4].

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

- соответствующее данному возрасту разнообразие и содержательность тематики;

- постоянное (ежедневное) включение театрализованных игр в жизнь ребенка, во все формы организации педагогического процесса;

- взаимодействие детей со взрослыми;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности.

Детство каждого ребенка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития. В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков. Используя персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр. Разыгрывая для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, необходимо вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши могут включаться в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки. Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка на следующее:

- потребность в новых впечатлениях (потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения);

- потребность в самоутверждении (потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого).

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Именно через театрализованную деятельность активизируется у детей мышление, тренируется память и образное восприятие, развиваются коммуникативные способности, совершенствуется речь. Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развивает чувство коллективизма и способствует развитию коммуникативных способностей.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития коммуникативных способностей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения: 20.12.2016)

  2. Чернобровкин, В.А. Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL - № 9 (51) 2016 Часть 4, С.103. ON LINE URL: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2016/09/9-4-51.pdf (Дата обращения: 20.12.2016)

  3. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : дис. … канд. пед. наук / С. Н. Томчикова. – Магнитогорск, 2002. – 212 с.

  4. Театрализовано-игровая деятельность как фактор развития речи детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sov.opredelim.com/docs/92300/index-6712.html?page=18 (Дата обращения: 20.12.2016)

Просмотров работы: 566