К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мичурина Ю.А. 1, Сарафанникова Н.С. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство-период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых можно признать социально одобряемыми. Среди них - детская агрессия.

В зарубежной и отечественной психологической науке нет единого четкого определения понятия детской агрессивности. Чаще всего под этим подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при по­мощи силы реагирует на угрозу благополучию.

Исследование проблемы детской враждебности в отечественной психологии и педагогике заинтересовало многих авторов и нашло отражение в ряде работ Г.М. Андрее­вой, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой; Также изучение вопроса агрессии и агрессивного поведения заинтересовало многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др.

Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;- сниженный уровень саморегуляции;- неразвитость игровой деятельности;- сниженная самооценка;- нарушения в отношениях со сверстниками.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считаются: упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования; желание обидеть, унизить, оскорбить; властность; неумение понять интересы другого; разрушительные действия.

Эти или иные проявления агрессии встречаются у многих детей до­школьного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребен­ка-дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произволь­ности и осознанности поведения, несформированности моральных норм.

В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделя­ются причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  • наследственно-характерологические(наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституциональное обусловленное поведение родителей или родственников);

  • биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

  • некоторые соматические за6олевания, за6олевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и Т. п.);

  • влияние социального окружения.

Однако выявление причин и сути феномена агрессивного поведения ребенка не мо­жет само по себе решить проблему агрессивности, здесь необходимо целенаправленное педагогическое воздействие.Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин такого поведения. Ведь профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Поэтому все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Эффективным средством снижения агрессивного поведения детей является телесно-ориентированная терапия.

Телесно ориентированная терапия – метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела. Во время занятий ребёнок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой, проявлять важные чувства и эмоции (защита, поддержка, доверие). Все навыки формируются посредством простых движений.

Впервые телесно-ориентированную терапию разработал один из учеников Фрейда, австрийский психолог Вильгельм Райх в начале 20-го века. В основе телесной терапии Райха убеждение, что физическое тело и личность человека тесно связаны. И при определённом воздействии на тело, можно корректировать поведение и психику. Учёный считал, испытывая страх, боль, напряжение и другие негативные эмоции, человек создаёт своеобразный защитный панцирь. Этот панцирь вызывает проблемы в организме: мышечные спазмы, нарушение осанки, проблемы с дыханием и т.д.

В 40-х годах теорию построения движений продолжил разрабатывать советский психофизиолог Николай Бернштейн. Его наработки использовали многие учёные и врачи, в частности Глен Доман при создании методики раннего развития детей. В сталинское время труды Бернштейна оказались под запретом. Но в настоящее время научный интерес к возможностям телесно-ориентированной терапии снова растет.

Упражнения телесной терапии для детей направлены на устранение мышечной зажатости, формирование правильных двигательных навыков, развитие творческих и умственных способностей, принятие себя в окружающем мире.

Телесно ориентированная терапия – не просто способ тактильного контакта. Мето­дика позволяет специалисту понять, какие физические и эмоциональные нарушения есть у ребёнка и устранить их. Определённые упражнения телесной терапии могут избавить от скованности и напряжения в мышцах, восстановить дыхание, работу сердца. После таких упражнений ребёнок, как правило, успокаивается, чувствует себя комфортно.

Телесно ориентированная терапия способствует развитию личности и у вполне здоровых детей. Метод используют для устранения психо-эмоциональных проблем таких как:

  • плаксивость, тревожность

  • чрезмерная возбудимость, агрессия

  • страхи, в том числе ночные

  • замкнутость, застенчивость

  • обидчивость

  • сложности в общении

Приведем несколько игр для снятия мышечного напряжения:1. «Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Содержание: Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических дейст­вий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". 2.«Штанга» Вариант 1 Цель: расслабить мышцы спины. Содержание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте. что на полу лежит тяжёлая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподни­мите её. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещё раз». Вариант 2 Цель: расслабить мышцы рук и спины. дать возможность ребёнку почувствовать себя успешным. Содержание: «А теперь возьмём штангу полегче и будем поднимать её над головой. Сделали вдох, под­няли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь ещё раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнять несколько раз.

3 «Винт» Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. Содержание: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!...Стоп!» Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

4 «Драка» Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоциональ­ного напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.Содержание: Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

5.«Лепим сказку» Цель: работа с пластилином даёт возможность сместить «энергию кулака», расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности. Содержание: Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

Список использованной литературы:

  1. Петрусь, Н.Я Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия / Н.Я.Петрусь //Начальная школа – 2007. - №1. – С.32-36.

  1. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, - СПб.: Речь, 2003. - 240 с.

  1. Телесная терапия [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://detiindigo74.ru/metod-lech/neurodis/phyther

Просмотров работы: 401