ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО И СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО И СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Мухамадеева В.С. 1, Багаутдинова С.Ф. 2
1Магнитогорский государственный технический универсистет им.Г.И.Носова
2Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования призывает переосмыслить сформировавшийся подход к профессиональной деятельности педагога. Способность воспитывать ребенка в современном, стремительно меняющемся мире – важнейшая задача педагога дошкольного образования. Современному детскому саду необходим квалифицированный, творчески мыслящий педагог, способный самостоятельно планировать и организовывать образовательный процесс. В условиях смены образовательных парадигм, профессиональная деятельность существенно усложняется, следовательно, возникает необходимость в качественной подготовке педагогических кадров дошкольного образования, которая сочетала бы фундаментально необходимые теоретические знания и практические умения, соответствующие современным образовательным требованиям.

Сегодня вопрос о качестве подготовки профессиональных педагогических кадров для сферы дошкольного образования обсуждается преподавателями и потенциальными работодателями и в связи с введением профессионального стандарта «Педагог» (далее – профстандарт) [4]. Опираясь на положения Концепции профессионального стандарта педагога [3], необходимо отметить, что данный документ может выступать в качестве «объективного измерителя квалификации педагога», следовательно, в условиях его реализации, особо остро встает проблема готовности педагогических работников к профессиональной деятельности. Характеристика трудовых функций профстандарта включает действия, умения и знания, поэтому практическую готовность можно рассматривать как сформированность необходимых умений для реализации педагогической деятельности.

Выполнение профессиональных заданий является закономерным продолжением теста [1, 2], используемого для выявления уровня теоретической готовности, поскольку базой для успешного становления умений является наличие соответствующих знаний.

В своем исследовании мы предлагаем профессиональные задания, которые соответствуют каждому умению, представленному в профстандарте:

1. Разработайте алгоритм построения познавательно-исследовательской деятельности совместно с ребенком старшего дошкольного возраста.

2. Заполните графу протокола учета пульсовых данных ребенка дошкольного возраста на физкультурном занятии и постройте график динамики пульса по получившимся расчетным данным.

№№

Время измерения

Пульс за 10сек.

Пульс за 1мин.

Вид деятельности

1

00

13

 

До занятия

2

3

16

 

Ходьба после бега

3

6

20

 

ОРУ

4

9

18

 

Подлезание под дугу

5

12

24

 

Прыжки из обруча в обруч

6

15

21

 

Подвижная игра средней интенсивности

7

18

19

 

Перестроение

8

21

15

 

Ходьба по залу, дыхательные упражнения

3. Предложите комплекс дидактических игр и упражнений для обследования уровня сформированности связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

4. Составьте план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Магазин».

5. Подготовьте краткую консультацию/ памятку/ буклет/ советы/ рекомендации для родителей на тему «Кризис трех лет у ребенка».

6. Выделите преимущества ИКТ в образовательном процессе ДОО.

Разработанная система оценивания уровня практической готовности осуществляется путем соотнесения реального состояния готовности с представленными показателями:

Уровни

Показатели

Низкий

Неспособность выполнить практические задания

Ниже среднего

Выполнение практических заданий в недостаточном объеме: частичное выполнение и выполнение с ошибками предложенных заданий с использованием традиционных методов

Средний

Выполнение практических заданий в необходимом объеме с применением традиционных подходов и методов (задание №5); неточности при выполнении заданий по построению графика динамики пульса ребенка дошкольного возраста (задание №2); неточность в составлении комплекса упражнений и игр, направленного на развитие речевой деятельности детей (задание№3)

Выше среднего

Выполнение практических заданий в достаточном объеме с проявлением некоторых элементов творчества и попыток к нетрадиционным способам решения (задание №5); неточность в выполнении задания по построению графика динамики пульса ребенка дошкольного возраста (задания №2)

Высокий

Качественное выполнение заданий в достаточном объеме с проявлением творческого подхода и нетрадиционных способов решения практических задач

Проанализировав полученные данные, мы можем представить все в таблице статистических данных, выявленных в ходе эксперимента:

Уровни практической готовности

Педагоги ДОУ

Студенты

Всего

60 респондентов/ 100%

30 респондентов/ 100%

Высокий

6 чел.

10%

2 чел.

7%

Выше среднего

11 чел.

18%

4 чел.

13%

Средний

25 чел.

42%

11 чел.

36 %

Ниже среднего

16 чел.

27%

8 чел.

27 %

Низкий

2 чел.

3%

5 чел.

17%

Проанализировав анкеты респондентов, можно построить выводы на сравнениях ответов педагогов и студентов:

  1. Процентный показатель уровней выше среднего и высокого (28%) практической готовности педагогов ДОУ больше, нежели чем у студентов (20%).

  2. Большая часть студентов (36%) имеет уровень практической готовности, который можно оценить как «средний».

  3. Процентное соотношение уровня «ниже среднего» оказалось схожим, учитывая количество респондентов (27%).

  4. Низкий уровень практической готовности студентов имеет больший процент (17%), нежели у педагогов (3%).

Обобщая, можно отметить, что менее трети респондентов (26%) имеют результаты, которые можно считать достаточными и подразумевающими качественное выполнение профессиональных заданий, соответствующее уровням выше среднего и высокому.

Учитывая, что большинство респондентов (74%) имеют низкий (7%), ниже среднего (27%) и средний (40%) уровень практической готовности, мы пришли к заключению, что практическая готовность респондентов нуждается в совершенствовании. Разработка программы становления готовности педагогов ДОО и студентов к реализации профессионального стандарта является перспективным направлением нашего исследования.

Список использованной литературы:

  1. Мухамадеева В.С., Багаутдинова С.Ф. Выявление необходимых знаний педагогов дошкольного образования с точки зрения профессионального стандарта// Международный студенческий научный вестник. Пенза. - 2016. - № 5-2. - С. 280-282.

  2. Мухамадеева В.С., Багаутдинова С.Ф. Оценка готовности студентов к реализации профессионального стандарта // Перспективы науки – 2016: Сборник докладов IV Международного конкурса научно-исследовательских работ (10 октября 2016 года). Том I (Социально-гуманитарные науки) / Научный ред. д.э.н, проф. А.В.Гумеров. Казань: ООО «Рóкета Союз», 2016. С. 26-32.

  3. Проект профессионального стандарта педагога (Концепция и содержание) [Электронный ресурс] // Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3071

  4. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс] // Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=203805

Просмотров работы: 475