СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Долгополова А.Д. 1, Шепилова Н.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологическое развитие является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли. Многие выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству развития детей. К.Д. Ушинский выдвигал идею «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все полезное и доступное для их умственного и словесного развития.

Большое значение природе, как источнику развития ребенка, придавал В.А. Сухомлинский. Он считал, что необходимо вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, и каждый его шаг был путешествием к началу чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии ребенка, в том числе экологическом. Именно в этот период закладываются основы экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействии дошкольника с природой, в осознании неразрывности с ней. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [2].

А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др. полагали, что познавательный интерес, возникающий в процессе экологического развития, заставляет детей активно стремиться к познанию, искать различные способы и средства удовлетворения «жажды знаний», развивает их творческую активность.

Н.А. Рыжова считала, что при экологическом развитии дошкольников в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет иначе рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, в том числе экологического.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в ФГОС ДО в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

И.Д. Зверев рассматривает понятие экологическое развитие как «непрерывный процесс, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [1].

По мнению В.А. Ясвина, экологическое развитие детей дошкольного возраста следует понимать как целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» [4, С. 17].

Результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста проведенные нами свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: у 30% детей наблюдается низкий уровень экологического развития. Они обладают малым объемом экологических знаний, испытывали трудности. У 50% дошкольников проявляется средний уровень экологического развития. 22% детей имеют высокий уровень экологического развития.

Нами была предложена система творческих задач по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста, целью которой является повышение уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования системы творческих задач.

Изучив работы Ю.К. Бабанского, Г.В. Селевко, С.Н. Николаевой, Н.А. Шепиловой и др. мы представляем систему творческих задач по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Начальным элементом выступает цель. Мы определили ее, основываясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, результаты констатирующего эксперимента и актуальности исследуемой проблемы.

Задачи: сформировать представления детей об общих понятиях, категориях и явлениях экологии в процессе экологического развития; продолжать развивать у детей творческое мышление; воспитывать у детей бережное отношение к природе, пробуждать интерес к окружающим нас явлениям и процессам.

Необходимо отметить, что система – это целое, состоящее из определенных взаимосвязанных между собой элементов, в нашем случае, неких компонентов образовательного процесса, образующих в совокупности такое единство, которое позволяет повысить уровень экологического развития дошкольников. Исходя из выбранного определения системы, мы представляем принципы, на которых построена наша система творческих задач по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Первый принцип - научность. Общепедагогический принцип научности предполагает знакомство детей старшего дошкольного возраста с определенной совокупностью базовых экологических знаний. К.Д. Ушинский отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой - не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

Специфический для экологического развития - принцип прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического развития у детей формируются базовые представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - способность прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. В период дошкольного детства, в силу возрастных особенностей ребенка, прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Принцип интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно используется в экологическом развитии. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического развития с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольной организации. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Следующий принцип, свойственный именно экологическому образованию дошкольников – принцип конструктивизма. Данный принцип играет большую роль при отборе содержания по экологическому развитию дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для детей дошкольного возраста должна использоваться только нейтральная, положительная информация.

Следующим важным элементом системы по повышению уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста являются методы.

В ознакомлении с природой особое место занимают творческие задачи. Решая поставленную задачу, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать. Дети старшего дошкольного возраста учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их память, внимание, мышление. Творческие задачи как средство экологического развития учат дошкольников применять накопленные знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы.

Представим примеры творческих задач, которые можно использовать для повышения уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста, предложенных В. Богат.

Жаркий день.

Был очень жаркий день. Солнце раскалилось, воздух нагрелся так, что тяжело было дышать и все прятались от жары, кто где мог. Маленький львёнок и умная черепаха отдыхали в тени кокосовой пальмы. Черепаха дремала, а львёнок размышлял вслух: «Вечером песочек такой теплый, приятный, можно поваляться, покувыркаться, а днем даже побегать негде». «А ты не бегай»,- сонно пробормотала умная черепаха и добавила: «сиди в тени и отдыхай». «Но я не хочу сидеть, я хочу бегать, а песок очень горячий и можно обжечь лапы»,- сказал львёнок.

«Когда очень жарко, нужно залезть в воду и сидеть там»,- медленно произнесла черепаха. «Но я же не рыба, чтобы все время сидеть в воде!»- возразил маленький львёнок. «Какой же ты неугомонный!»- умная черепаха окончательно проснулась и предложила: «значит, придумай, как можно побегать по горячему песку, не обжигая лап». Львёнок сел и сказал: «Это было бы здорово!» Помогите львёнку решить эту задачку.

Как сделать ветер?

Жаркое африканское лето было в самом разгаре. На небе не было ни облачка, и даже непоседливый львёнок устал от изнывающей жары. Умная черепаха пряталась в панцирь и вылезала оттуда только вечером. Не спасала и тень от пальмы. «Хоть бы ветерок подул»,- мечтательно произнес маленький львёнок.

Черепаха высунула голову из панциря и задумчиво сказала: «Если ветерка нет, нужно его сделать и тогда будет прохладно». «Как же можно сделать ветер?!»- изумился львёнок. «А ты посмотри по сторонам и придумай, из чего и как можно сделать ветер»- предложила черепаха и опять спряталась в панцирь. Львёнок немного подумал и весело запрыгал: «Ура! Придумал!» Что же придумал львёнок?

Львёнок ищет воду.

Маленькому львёнку надоело все время сидеть под пальмой, к тому же ему захотелось пить. Придя к озеру, он вдруг обнаружил, что озера нет. Запыхавшись, львёнок прибежал назад, к пальме: «Просыпайся, черепаха! Озеро высохло!» «В самом деле?» – умная черепаха высунулась из своего панциря и, увидев расстроенного львёнка, принялась его утешать: «Ничего, маленький львёнок, через несколько дней начнутся дожди и озеро станет большим, глубоким, как прежде». «А как же мне попить?» – спросил львёнок, - «ведь теперь вода кончилась, а к реке идти далеко, да и крокодилы там зубастые».

Черепаха, посмотрев на львёнка, сказала: «Успокойся, сядь и подумай, где можно найти воду, и вообще, почему обязательно воду?» «Действительно», - согласился львёнок, - «можно же пить и сок, и молоко…» «Ну вот и придумай, где все это можно найти», - сказала умная черепаха. Подумайте, как же львёнку попить?

Список использованной литературы:

  1. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы / И.Д. Зверев. - М., Перемена, 1996. - С. 72 – 84.

  2. Тугузова, С.Г., Шепилова, Н.А. Изучение ценности «природа» у дошкольников / С.Г. Тугузова, Н.А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 357-359.

  3. Шепилова Н.А., Морозова М.С. Формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 359-360.

Просмотров работы: 579