ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Шмакова А.С. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий учителю, преподавателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию к занятиям. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения. Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания должны быть: умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

На мой взгляд, главными факторами эффективного педагогического общения на уроках физической культуры являются качества личности учителя -нравственные, коммуникативные и интеллектуальные.

Среди педагогического коллектива учитель является наиболее подходящим лицом за состоянием здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся. Он является генератором идей, направленных на подъем эффективности в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в учебно-воспитательном процессе и внеклассных занятиях физическими упражнениями. Воспитание интереса учащихся к занятиям физической культурой является важнейшей составляющей оптимизации процесса физического воспитания в школе. Ведь задача педагога: точно и доступно объяснить ученикам смысл и содержание занятий; в задачу вкладывать личный интерес ученика и давать ему возможность почувствовать результаты его деятельности; доказывать одновременно до сознания детей необходимость длительно и упорно работать для достижения результатов.

На занятиях физической культурой должно быть внимание к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные качества и способности, а самое важное - учет состояния здоровья.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .

Можно выделить 3 аспекта психологической безопасности на уроках физкультуры:

- Аспект психологической безопасности детей перед уроком физкультуры включает такие параметры, как поведение и взаимодействие учеников в раздевалке и перед ней, взаимодействие учеников в спортивном зале или на площадке до звонка на урок.

- Аспект психологической безопасности детей во время урока физкультуры включает ситуацию урока, в которой происходит взаимодействие учеников между собой и с учителем посредством выполнения команд и решения учениками учебных задач. При этом школьникам становятся доступными спортивные снаряды, которые могут использоваться не по назначению (мячи, палки, обручи, скакалки).

- Аспект психологической безопасности детей после урока физкультуры включает в себя переживание учениками событий, происходящих на уроке, поведение и взаимодействие учеников в раздевалке.

Среди самых распространённых ошибок учителей физкультуры можно выделить:

а) порицание, унижение физических качеств ребёнка и его личности в целом (критика ученика во всеуслышание по поводу возможностей его тела и духа, интеллекта и сообразительности);

б) попустительское отношение к социальным процессам на уроке (безразличие к дедовщине, унижению учениками друг друга, неспособность создать комфортный психологический климат на уроке);

в) строгая ориентация на физические нормативы, которым должны соответствовать ученики (не все школьники смогут их выполнить ввиду своих разных физических возможностей);

г) неспособность понять ученика и его действия/бездействия (почему он не выполняет упражнение, почему выполняет его неправильно, почему плачет, убегает в раздевалку с урока и т.п.);

д) неспособность разговаривать спокойным тоном (громкий голос для учителя физкультуры – это важно, но ещё важнее общаться неконфликтным тоном);

е) предвзятое отношение к некоторым ученикам (это может быть как залог излишней критики одного ученика, не заслуживающего этого, так и подкрепление поведения хулиганистого авторитета, которого необходимо опустить с небес на землю).

Таким образом, урок физической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание, и, поэтому, что бы не было конфликтных ситуаций и занятия проходили благополучно, с развитием школьников, без потери здоровья, а наоборот приобретением его, повышением у них интереса к физической культуре и спорту, нужно много сил приложить учителю физической культуры.

Список литературы.

  1. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5674604/page:22/

  2. Стили педагогического общения.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/stili-pedagogicheskogo-obschenija.html

  3. Стили педагогического общения на уроках физкультуры.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/09/25/stili-obshcheniya-uchitelya-fizicheskoy-kultury

Просмотров работы: 1242