К ВОПРОСАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛИ В НЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛИ В НЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шинкарюк Л.Н. 1, Новичихина Е.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% от общего числа новорожденных. Лишь некоторая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы, однако число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико. Рост инвалидности сегодня - тенденция мировая. Всего в мире насчитывается порядка 650 миллионов официально зарегистрированных инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. [9] Так, в США - 54 миллион инвалидов, что составляет 19% от всего числа населения, в Китае – 60 миллионов - 5%. В Российской Федерации такая официальная статистика отсутствует. Однако известно, что в настоящее время в России 1.6 миллионов детей (4.5 % общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них только 540 тысяч детей и подростков получают необходимую образовательную поддержку в системе государственного образования. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. [1]

До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.

Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение. До недавнего времени выделяли несколько основных форм образования для детей с инвалидностью: коррекционное, интеграционное, надомное и его разновидность - дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки.

Совсем недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт такого образования выносят и здоровые дети. Для них - это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие инвалида как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети – инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу. [6]

К сожалению, в учебных заведениях общего типа эти дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Как правило они полностью освобождены от занятий физической культурой, несмотря на то, что в системе мер социальной защиты инвалидов наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта, а уроки/занятия по физической культуры, на наш взгляд, приобретают особую актуальность и значимость. Необходимо отметить, что адаптивная физическая культура направлена на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма, становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств ребенка с ОВЗ; формирование комплекса специальных знаний, формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества, появляется желание улучшать свои физические кондиции.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда в обязательном порядке входят и занятия физической культурой и спортом. Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов разных возрастов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы. Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения и общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности.

До последнего времени в России же эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из жизни общества. Их проблемы не обсуждались публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов [3]. Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы. Лишь в 90-е годы были отмечены серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. В связи с этим возникала проблема изучения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Адаптивная физическая культура – это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем [10].

Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для лиц с ОВЗ занятия физической культурой жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта [8].

В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту» [11]. В Росспорте 21 марта 2008 года, по со- гласованию с Минобрнауки, был подписан, без преувеличения, очень важный для развития спорта среди инвалидов документ под названием «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации)». Данный документ используется в работе по организации деятельности отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами. Указанные методические рекомендации изданы для использования органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями при разработке своих нормативных актов. Таким образом, в настоящее время для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов имеется федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений [5].

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами показывает, что физическая культура и спорт среди данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт рассматриваются как средство для инклюзии лиц с ОВЗ и инвалидностью в общество, являются мощным стимулом, помогающим восстановлению и установлению контакта с окружающим миром. Однако в нашей стране наблюдается недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт очень важны для человека с ограниченными возможностями. В связи с этим главной задачей остается вовлечение в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом как можно большего числа лиц с ОВЗ.

Таким образом, инклюзивное образование является ведущей тен­денцией современного этапа развития системы обра­зования, которое не вступает в противоречие с прин­ципом интегрированного обучения в системе общего и специального образования. В результате ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на образо­вание при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализиро­ванную помощь.

Физкультурно-оздоровительное и спортивное обеспечение обучения детей с ОВЗ оптимизирует целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям, ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.

Список литературы.

  1. Дьяченко, В.Г., Рзянкина М.Ф., Солохина Л.В. Руководство по социальной педиатрии. Под. Ред. В.Г. Дьяченко / В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина – Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2010, – 124 с.

  2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С.П. Евсеев . // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» СПб. 1-4 декабря 1998 г. – СПб., 1998, - С. 99-100.

  3. Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.

  4. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт корекционных и интеграционных школ / Е. В. Кулагина // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 107–116.

  5. Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006 г. № СК-02– 10/3685).

  6. Овчаренко, С.А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидизации с детства /С.А. Овчаренко//Здравоохранение Российской Федерации. – 1993. – №11 .– С 21–23.

  7. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. физ.к-ры. 1998. № 1. С. 16–18.

  8. Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С.Б. Нарзулаев, Г.Н. Попов, И.Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. Фирма «STAR», 2006. 147 с.

  9. Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 603-607.

  10. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.: ил.

  11. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Просмотров работы: 595