ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ 3 КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ 3 КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Подрезова А.Ю. 1, Мерц Е.А. 1, Дылкина Т.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: В технологически развитом обществе наиболее остро встает проблема о сохранении здоровья студентов. Занятие физической культурой благоприятно влияет на «физиологическое и психологическое» состояние человека. В связи с этим очень важную роль играет изучение мотивов и мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Цель: Исследовать является ли мотивом к посещению занятий физической культурой сохранение здоровья для студентов третьего курса.

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.[1]

Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.[2]

Подробная характеристика основных выявленных мотивов к занятиям физической культурой:

  1. Оздоровительные мотивы. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.

  2. Двигательно-деятельностные мотивы. При выполнении физической работы прослеживается снижение производительности труда, которое происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительнее повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной [3,4].

  3. Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений). Данная группа тесно связана с развитием «моды» на занятия физической культурой и спортом [5].

  4. Профессионально-ориентированные мотивы. Группа данной мотивации связана с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся содействует развитию психофизической готовности студента к будущей профессии [6].

  5. Коммуникативные мотивы. Занятия физическими упражнениями с группой сподвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт, спортивные игры и т.п.), являются одной из значительных мотиваций к посещению спортивных сооружений. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.

  6. Административные мотивы. Занятия физической культурой являются обязательными в высших учебных заведениях России. Для получения контрольных результатов введена система зачетов, один из которых по предмету «Физическая культура». Своевременная сдача зачета по данной дисциплине, избежание конфликта с преподавателем и администрацией учебного заведения побуждают студентов заниматься физической культурой.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди студентов третьего курса Химического факультета Алтайского Государственного Университета. Число анкетируемых двадцать один человек, среди которых 11 девочек и 10 мальчиков, что в процентном соотношении составляет 52.4% и 47.6% соответственно. Для определения общей заинтересованности студентов в занятиях физической культурой был проведен опрос, который показал, что 72,2% занимаются 2-3 раза в неделю, 11,1% занимаются 2-3 раза в месяц, 16,7% не занимаются физической нагрузкой.

Из анализа анкетирования студентов можно сделать вывод о том, что мотивы посещения занятий физической культуры обучающихся различны:

При определении основных мотивов мы так же выяснили, что наиболее посещаемыми физкультурно-спортивными занятиями являются:

Вывод: Проведенное исследование показало, что 16,7% третьего курса вовсе не мотивированы на занятия физической культурой, также было выявлено, что сохранение здоровья не является мотивом для студентов заниматься спортом, в отличии от коммуникативных и административных мотивов.

Список использованной литературы:

  1. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. - Казань: 1999. - 349 с.

  2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.

  3. Бауэр В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 23 с.

  4. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

  5. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. - М., 2000. - 88 с.

  6. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - М.,1990. - 84 с.

  7. Наговицын Р.С. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-2. – С. 293-298;

  8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2007. - 567 с.

  9. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар,1998. - 39 с.

  10. Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 16 с.

Просмотров работы: 451