ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА АГРЕССИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА АГРЕССИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Захарова И.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема агрессивности в структуре личности человека занимает особое место не только в исследованиях психологических наук, но и так же в педагогике, биологии, социологии, политологии и многих других отраслях наук, связанных непосредственно с человеком. Спортивная психология так же не обходит данную проблему стороной.

Современный спорт требует от спортсменов больших физических усилий и психического напряжения. На эффективность деятельности спортсмена, помимо эмоциональных и физических состояний, огромное влияние оказывает такое свойство личности, как агрессивность. В психологии спорта проблемой агрессивности стали заниматься в 70- 80- е годы XX века.

В психологии проблемой изучения агрессивности занимались Бороздина Л.В., Румянцева Т.Г., 3. Фрейд, Д. Доллард, К. Лоренц, Л. Берковец, Д. Зиллманн, А. Басс, У. Джеймс и многие другие психологи. Взаимодействие спорта и агрессии изучалось Б. Дж. Кретти, Р. Мартене, В. К. Сафоновым, И.П. Волковым. Следует отметить, что многие авторы, изучающие агрессивность в спорте не проводили собственных исследований, а опирались на свои личные наблюдения.

Агрессивность (агрессия) в психологии.

В психологии сложилось множество различных точек зрения по поводу понятия, а так же развития агрессивности, в связи с этим существует так же и множество определений агрессивности.

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Психологи отмечают, что стоит разделять понятие агрессии и агрессивности. Агрессию определяют, как поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Но данные понятия являются тесно взаимосвязанными.

Агрессивность (агрессия) – системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс. Данным определением пытаются наиболее полно охватить все сферы агрессивности.

Агрессия в спорте.

На основе анализа литературы было установлено, что агрессивность включена в структуру личности спортсмена, однако характер взаимосвязи показателей агрессивности с такими свойствами личности, как самооценка, система ценностей, половозрастные особенности, установка, остается до конца не изученными.

Агрессия или агрессивность в спорте проявляется в зависимости от вида спорта, структуры личности спортсмена, соперника и множества других факторов. Проявления агрессии могут быть различными. В ходе соревнования, а спорт всегда предполагает именно борьбу между соперниками или же командами, часто возникают ситуации агрессии. Это может выражаться в активных действиях (толканиях, угрозах, попытках задеть соперника, физической борьбе). В отдельных видах спорта физическая агрессия даже приветствуется (бокс, борьба, хоккей), в определенных рамках. В таких случаях термин агрессия заменяется термином «спортивная злость». В других же, относительно «спокойных» видах спорта агрессия является совершенно неприемлемой. Например, в футболе, баскетболе или волейболе, любые проявления агрессивности не приветствуются. Это не говорит о том, что агрессии в этих видах спорта нет, она присутствует в любом виде спорта, в том или ином проявлении, как было сказано, агрессивность- это готовность личности к активным действиям (агрессии).

Многие авторы определяют, что агрессивное поведение спортсменов относится к специфической форме поведения, и выражается в демонстрации превосходства с применением вербальных, невербальных, физических действий по отношению к окружающим. Проявление агрессии свидетельствует об эмоциональной реакции на раздражающий фактор. Например, неадекватная реакция спортсмена в условиях соперничества, конкуренции, конфликтов при повышенной раздражительности, перевозбуждении выражается в агрессии.

Наиболее известная теория происхождения агрессии связана с фрустрацией. Данной точки зрения придерживались Р. Сирс, Р. Баркер, Т. Дембо, К. Левин. Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С. Аргентов, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, К. Обуховский). В.С. Мерлин следующим образом классифицирует реакции на фрустрацию: 1– досада на себя; 2 – злость на других; 3 – обесценивание предъявляемой задачи; 4 – тревожность; 5 – депрессия. Все представленные в общетеоретических концепциях характеристики структуры деятельности имеют отношение и к спортивной деятельности, которая включает в себя и потребности, и цель, и мотив, и программу, и средства, и условия, и управление, и результат, и оценку. Вполне возможно появление агрессивности и фрустрации на любом из этих этапов спортивной деятельности. В работах спортивных психологов были установлены причины, формы проявления агрессивности- фрустрации и их последствия, чаще негативные.

Спорт по определению имеет соревновательный характер, а само соревнование потенциально может стать источником фрустрации. Практически во всех ситуациях состязания между соревнующимися возникает определенная степень агрессивности (С. Фешбах, Р. Мартенс).

В спорте соревнование между двумя людьми предполагает не только агрессию с одной стороны, но и ответную агрессию. Многие агрессивные акты являются «ответом на удар». Дж. Шортелом, С. Эпштейном, С. Тейлором было установлено, что поражение вызывало фрустрацию, а интенсивность ответной агрессии была непосредственно связана с восприятием агрессивного намерения соперника. Усиление расплаты за агрессию стимулировалось повышенными агрессивными намерениями в ходе соревнования. Чаще всего, в спорте агрессия не рассматривается, как поведение, целью которого является причинение ущерба другому.

Спортивная агрессия – оправданное спортивной целью деструктивное поведение, не противоречащее правилам игры, которое может нанести противнику физический вред или создать психологический дискомфорт. Во время спортивных соревнований находит выход имеющаяся склонность к агрессии, которая, в конечном счете, приводит к победе.

В спортивной психологии агрессивность принято делить на инструментальную и реактивную (враждебную). Инструментальная агрессивность связанна с напористым поведением без намерения навредить сопернику. Реактивная агрессия ставит своей целью нанести вред сопернику посредством физической или психологической травмы.

Агрессивность в спорте – это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных норм и правил и направленные на деструкцию психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена (спортсменов), на нарушение их психофизиологического внутреннего гомеостаза, приводящие к неадекватности спортивной деятельности и наносящие физический и психический ущерб спортсмену (спортсменам).

Исследования, проводившиеся в последние годы, на основе различных опросников, выявляющих агрессию, позволяют включить агрессивность в структуру личности спортсменов. Так же важнейшим показателем является то, каким видом спорта занимается спортсмен. Как неоднократно отмечали некоторые авторы (Е.П. Ильин, В. К. Сафонов, Ю. В. Краев) агрессивность в некоторых видах спорта является абсолютно приемлемой и необходимой, а в других же видах спорта она не имеет места быть.

На тренера ложится ответственность за оказание помощи спортсмену в обучении контроля своей агрессии, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. В некоторых видах спорта, требующих проявления агрессивности, отдельные спортсмены нуждаются в значительной помощи при овладении умением проявлять нужную агрессивность, контролировать ее и не испытывать угрызений совести после подобных действий.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект.

Тренер, который умеет прогнозировать проявление чрезмерной агрессивности у своих спортсменов, хорошо понимает их и природу самой агрессивности, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.

Таким образом спорт представляет собой деятельность, с помощь которой можно выразить свою агрессивность, которая является средством самоутверждения, самореализации и способом показать себя сопернику, а так же способом подавить его. Агрессивность можно рассматривать с различных точек зрения, но она имеет место быть и будет, т.к. агрессивность - это черта личности каждого спортсмена.

Список литературы.

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб - "Питер" – 2001.- с.352.

  2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с

  3. Лоренц К. Для чего нужна агрессия. - М. - 1997.

  4. Попов А.Л. Психология спорта. М. 1999 - С.289.

  5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, №5.

  6. АГРЕССИВНОСТЬ В СПОРТЕ И ВЛИЯНИЕ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://pandia.ru/text/78/521/4009.php

  7. Агрессивность в структуре личности спортсмена.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://www.psylist.net/sport/00007.htm

Просмотров работы: 2016