МЕТОД ЛИДИРОВАНИЯ В ПРОГРАММНО-АППАРАТНОМ КОМПЛЕКСЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД МЕЖСЕЗОНЬЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОД ЛИДИРОВАНИЯ В ПРОГРАММНО-АППАРАТНОМ КОМПЛЕКСЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД МЕЖСЕЗОНЬЯ.

Симорин Б.И. 1, Агишев А.А. 1, Ермаков М.С. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данной статьи является рассмотрение существующих методов обучения начинающих лыжников и тренировки лыжников-гонщиков в подготовительный период, описание метода лидирования, обоснование его применения в основе идеи создания программно-аппаратного комплекса для обучения и тренировки лыжников. В ходе исследования была разработана модель такого комплекса, описан принцип работы и ожидаемые результаты применения.

Лыжные гонки в России являются одним из популярных видов зимнего спорта для любого возраста. Основой любого спорта является специальная подготовка. С ростом популярности лыжных гонок в нём появляется всё больше талантливой молодёжи, повышается общий уровень развития этого вида в стране. Массовый спорт, а также профессиональный спорт ведёт к дальнейшему совершенствованию лыжной подготовки.

Освоение техники лыжного хода в разных погодных условиях и разных условиях местности требует долгих тренировок в этих условиях[1], повторений занятий с исправлением ошибок техники, её корректировки и так далее. Для подготовки к соревнованиям требуется большое количество занятий, что ведёт за собой большие затраты времени с сил спортсмена. Начинающие лыжники в начале обучения допускают много ошибок при выполнении техники и большая часть времени тренировок уходит на их исправление.

У спортсменов возникает необходимость в использовании методов подготовки и технических средств, которые позволят им достигать успехов, полезно расходуя силы и время. У начинающих лыжников возникает необходимость в таком методе обучения, который позволит им освоить технику хода за как можно меньшее количество занятий, поможет сократить количество ошибок при выполнении техники. Это и задаёт актуальность проблемы сегодня.

Методика подготовки лыжников предусматривает применение средств ОФП и СФП на время всего подготовительного периода. Преимуществом в процессе тренировки лыжников-гонщиков используются силовые виды упражнений, которые можно разделить на основные и дополнительные.

Тренировка в межсезонье означает подготовку спортсменов-лыжников в период отсутствия снега. По этой причине основные упражнения включают в себя упражнения с амортизаторами, а также с использованием технических средств, имитирующих передвижение на лыжах (например, лыжероллеры). К таким упражнения относятся: ход, спуск, подъём, торможения, повороты, прыжки.

Дополнительные упражнения можно разделить на общеподготовительные и специальные. Общеподготовительные содействуют общему развитию и включают в себя следующие: упражнения с преодолением собственного веса, круговую тренировку, прыжковые, беговые упражнения (бег в гору, по песку, по снегу, по воде, стартовый бег, бег с ускорением), упражнения с преодолением сопротивления упругих предметов, с отягощениями (гантели, гири, утяжелённые пояса). Специальные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации.

Как в лыжном спорте, так и в спорте в целом существует огромное количество методов обучения, тренировки спортсменов, но всех их можно объединить в два более общих:

  • Словесный – к нему относятся: рассказ, лекция, объяснения, беседа, анализ и обсуждение.

  • Наглядно-демонстрационный – метод основан на показе отдельных упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Также для демонстрации упражнений используются вспомогательные средства, такие как учебные фильмы, видеозаписи, макеты лыжных трасс и прочие.

Одним из недостатков вышеперечисленных методов является то, что они могут не учитывать спортивный опыт лыжника, особенности его организма. Отсутствие связи спортсмена с тренером как ученика с педагогом не позволяет тренеру учитывать опыт и возможности последнего, что делает влияние этих методов на результаты тренировок довольно малым. Обратная связь, проявляющая себя в виде контроля тренером процесса тренировки, может в лучшую сторону повлиять на дальнейшие результаты и достижения спортсмена. По этой причине необходимо выделить особый метод обучения – метод лидирования.

Метод лидирования основан на взаимодействии тренера и лыжника в процессе тренировки[2]. В этом методе применяется принцип обратной связи тренера с лыжником, когда тренер демонстрирует упражнение, а затем следит за его ходом и корректирует ошибки, неточности спортсмена при его выполнении. Он учитывает опыт лыжника и помогает ему правильно выполнять упражнения, подбирать необходимые нагрузки. Начинающим лыжникам порой тяжело даются упражнения, которые они выполняют впервые, и ошибки при их выполнении без необходимого контроля могут стать систематическими. Помощь тренера на начальном этапе занятий лыжным спортом помогает этого избежать. Контроль уже опытных лыжников предполагает варьирование нагрузки с учётом уже достигнутых результатов, смену комплекса упражнений по указаниям тренера. Правильное выполнение упражнений – залог эффективной тренировки и скорого получения результата. Таким образом, благодаря обратной связи спортсмен быстрее учится выполнять упражнения, чем по фильмам и тем более по словесному описанию.

Выше описанный метод использует понятие «тренер» не столько, чтобы обозначить человека, имеющего огромный опыт в этом или любом другом виде спорта, который можно передать следующему поколению спортсменов, сколько предложить комплекс, контролирующий движения спортсмена в реальном времени[3].

Существует широкий круг программ и тренажёров, предназначенных для самостоятельной тренировки спортсменов. Используя данные тренировочные комплексы, спортсмены могут тренироваться в любое время и в любом месте, независимо от времени года, погоды, и прочих обстоятельств.

Особенностью таких комплексов является интерактивность. Она выражается в следовании лыжником рекомендациям системы путём «слежения» программы за процессом тренировки. Программы «наблюдает» за движениями лыжника, обрабатывает полученные данные и выдаёт результат в виде рекомендаций, которым и следует лыжник. Таким образом реализуется принцип обратной связи.

Интерактивные системы помогают начинающим лыжникам в освоении техники лыжного хода. Особенности движении хода неизвестны новичкам и довольно тяжелы в понимании людьми без опыта, необходимого для самостоятельных тренировок. Программа, в свою очередь, помогает новичкам ориентироваться в движениях, которые они выполняют в процессе обучения, и даёт рекомендации по их выполнению, наглядно сравнивая движения новичка и движения «скелета», принятого программой за эталон. Новичок, ориентируясь на движения «скелета», начинает их повторять и, таким образом, усваивает особенности построения движений в цикле хода. Он может использовать этот опыт на практике и совершенствовать технику в дальнейшем.

Спортсмены-лыжники используют такие комплексы для тренировки в межсезонье, а также выполнения некоторых силовых видов упражнений. Моделирование помогает подготовиться к соревнованиям в необычной местности и уменьшить затраты средств и времени на это.

Такая интерактивная система обработки динамических данных человека разрабатывалась для проведения диагностики человека в области ортопедии. Но с течением времени была предпринята попытка расширить возможности данной системы для применения её при подготовке лыжников-гонщиков.

Комплекс включает в себя систему захвата движения и систему сбора и обработки данных.

Платформа осуществляет моделирование условий местности. Моделирование проходит следующим образом: лыжник фиксирует ноги к подвижным элементам платформы, имитирующих лыжи, и, в соответствии с выбранной программой, на элементы действуют силы сопротивления. Лыжник остаётся неподвижным относительно платформы и испытывает нагрузку как при реальном передвижении в условиях выбранной им местности. Платформа также оборудована необходимой периферией для управления тренажёром и вывода промежуточных результатов анализа.

Система захвата движения подробно анализирует движения и положения отдельных частей тела человека. Выходные данные представляют собой массивы чисел координат и скоростей, которые собираются со всех камер в один поток и передаётся в систему сбора данных.

Система сбора данных строится на перехвате данных этих потоков, использования стандартных образов из библиотеки и обработки данных, разработанным приложением.

Анализ движения проходит в режиме реального времени. Данный комплекс позволяет указать спортсмену на недочеты в движениях посредством визуального отображения на мониторе. За эталонный шаблон был взят классический ход.

Использование этого продукта позволит улучшить показали спортсменов при подготовке к соревнованиям, а также снизить количество травм спортсмена во время тренировки. Данный продукт может быть применён в ВУЗ, школах и прочих учебных заведениях в качестве тренажера для подготовки студенческих команд.

В заключение отметим важность разработки данного комплекса для тренировки лыжников, учащихся в учебных заведениях высшего и среднего образования. Совмещение учёбы и спортивной деятельности молодых лыжников чаще всего заставляет задавать приоритет одного вида деятельности в ущерб другому. Такие комплексы помогут распределить время лыжника на занятие спортом и учёбой без потери прогресса в тренировках.

Библиографический список:

  1. Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. проф. образования / И. М. Бутин – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 192 с.: ил.

  2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Физическая культура» / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 478 с.

  3. Бубликов А.С., Шайдуров .А.А., Мураенко А.А. ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА //Многоядерные процессоры, параллельное программирование, ПЛИС, системы обработки сигналов: сб. ст. [сост. А.В. Калачев, В.В. Белозерских]. Барнаул, 2013. С. 54-57.

Просмотров работы: 565