Государственным образовательным стандартом учебные дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» включены в состав базовой части и обязательной гуманитарной дисциплины. Основными задачами этих дисциплин являются: формирование у студентов знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, научить практическими умениями и навыками, которые гарантируют укрепление и сохранение здоровья, сформировать и улучшить психофизические способности и качества.
Но любая деятельность, в том числе спортивная, не будет эффективно и успешно выполянться без одной из своих главных составляющих - мотивации. Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.
К сожалению, статистика говорит о том, что большинство студентов ВУЗов имеют пассивное отношение к физкультуре, а около двадцати процентов выказывают негативное отношения к занятиям физическими упражнениями. Большая часть студентов говорит о положительном влиянии физических упражнений на их здоровье, но занимаются лишь время от времени, объясняя это высокой степенью занятости. В настоящее время у студентов не выработана потребность в постоянных занятиях спортом. Все это приводит к снижению мотивации к занятиям физкультурой и спортом, приводит к ухудшению здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития молодёжи.
В связи с вышесказанным становится важным изучение структуры мотивационного комплекса в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов, поиск методов ее повышения, так как мотивация является важнейшей частью успешной физкультурно-спортивной деятельности.Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом многоступенчатый: от самых базовых гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
Невысокий уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни у студентов и несформированность потребности к занятиям физической культурой вызваны недостаточной организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Важное значение, в связи с этим, приобретает поиск новых средств, форм и методов организации, которые позволят достичь более эффективных результатов в данном направлении.
Характеристика мотивов к занятиям физической культурой
Оздоровительные мотивы. Самой сильной мотивацией у студентов является возможность сохранить и улучшить своё здоровье, а также предотвратить многие заболевания связанные с недостатком двигательной активности.
Двигательно-деятельностные мотивы. При выполнении монотонной работы производительность труда снижается, а также снижается работоспособность, так что выполнение физических упражнений для мышц всего тела может послужить хорошим разнообразием однообразной деятельности, а также привести в тонус умственную активность. Здесь также нельзя забывать об удовольствии от физической активности.
3. Соревновательно-конкурентные мотивы. При занятии спортом человек может получать и улучшать свои собственные спортивные достижения.
4. Эстетические мотивы. Здесь главным мотивационным компонентом выступает возможность улучшения собственного внешнего вида и привлекательности, впечатления на окружающих.
5. Коммуникативные мотивы. Возможность общаться с новыми людьми, знакомство и коммуникация с различными социальными группами, общение между полами.
6. Познавательно-развивающие мотивы. Человек стремится лучше узнать собственный организм, а затем и улучшить его с помощью физической активности и спорта.
7. Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом позволяют развиваться творческой личности.
8. Административные мотивы. Достаточно простой мотив, который объясняется желанием получить зачёт по дисциплине «Физическая культура».
9. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями – отличный способ нейтрализовать негативные и отрицательные эмоции, а вследствие этого улучшить своё психическое состояние.
10. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля.
11. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость. Повышение личностного статуса при конфликтных ситуациях.
12. Культурологические мотивы. Социальная среда, в которой находится современный человек, диктует ему определённые правила поведения и эталоны внешнего вида, которым он должен придерживаться. А также мода на здоровый образ жизни.
Следует рассмотреть функции физической культуры, которые направлены на социальное формирование личности студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности включает развитие и совершенствование определенных свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого представлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.».
Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач.
Известно, что решение этих задач происходит при соответствующем планировании, в частности при организации занятий по физическому воспитанию. При этом особое значение приобретает оздоровительная направленность этих занятий, связанная с проблемой здоровья студентов. Так, двухразовые занятия в неделю по два часа (обязательные академические занятия) с трудом создают базис устойчивой адаптации организма к мышечной работе.
Многие студенты первого курса имеют слабую физическую подготовку, у них отсутствует желание заниматься физической культурой, нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности.
Поэтому актуальной является такая проблема, как научить студентов всё время заботиться о своем здоровье, заинтересовать их постоянно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни.
Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры студента в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой и спортом, с другой – повышать двигательные качества и физическую подготовленность студентов.
Самостоятельные занятия спортом восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.
Студенты, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь со стороны преподавателя по физической культуре и спорту.
Большая часть студентов не испытывает интереса к занятиям или не хочет заниматься вообще. Среди них доминирует низкий уровень грамотности о вопросах, касающихся здоровья, профилактики заболеваний.
В ВУЗах академические занятия по физической культуре проводятся по единой для всех студентов учебной программе на основе общей физической подготовки. Она не предусматривает индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности. Следовательно, при такой организации занятий у студентов теряется интерес к дисциплине «Физическая культура», снижается посещаемость и эффективность занятий. Поэтому необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход к физическим возможностям и подготовленности учащихся, применять на занятиях по физическому воспитанию соревновательную деятельность. Для этого необходимо наличие учебно-тренировочной базы, спортивного инвентаря и оборудования. Организация спортивных секций по интересам студентов:
|
|
Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий таких, как:
«День здоровья»;
Туристические походы.
Все эти пункты позволят повысить уровень физического и психологического здоровья студенческой молодёжи, улучшить их мотивацию к занятиям физкультурой.
В современном образе жизни присутствует заметная склонность к тому, чтобы уменьшать объём двигательной активности, превалирует сидячий образ жизни не только дома, но и на работе. Всё это сочетается также с нервно-психическими перезагрузками. Нет более эффективного физиологического метода стимуляции разных систем человеческого организма, чем физические нагрузки. Как следствие занятий улучшаются механизмы регуляции, предназначенные для восстановления функций различных органов и систем, а также уровня трудоспособности людей. Именно физические упражнения являются наилучшим способом повышения сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.
К несчастью, в основном люди понимают ценность своего здоровья только тогда, когда появляется серьёзная причина за него опасаться. Несформированность мотивации на здоровый образ жизни – это основная причина такого положения вещей. Отсюда можно сделать вывод, что ориентация на здоровье является очень важной задачей в процессе подготовки бакалавров и специалистов. ВУЗ должно являться инициатором действенной и целенаправленной деятельности по сохранению и приумножению здоровья.
Так, укрепление здоровья студенческой молодёжи представляется одной из важнейших задач в образовании, и от её решения зависит не только сохранение здоровья определённого человека, но также всей нации в целом.
Отсюда следует вывод, что спорт, физическая культура, здоровый образ и спортивный стиль жизни являются надежной защитой, способной помочь студентам адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и вместе с этим обеспечить высокую работоспособность, творческую активность, а в дальнейшем – трудовое долголетие.
Список литературы.
Беляничева В. В. «Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов». / Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики – Саратов, 2009г Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. - Санкт-П.: 2002г.
Наговицын Р.С. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ. //Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 (часть 2) – С. 293-298
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
Ушурова Н. И., Галяутдинова Ф. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 03.12.2016)