ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Белых А.К. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления. Так начали формироваться концепции происхождения лидерства: «теория черт» - значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл, которые пытались определить набор качеств необходимых лидеру; «ситуационная теория» - своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д. МакГреггор, К, Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» - явилась своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана.

Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального.

В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и противоречивый характер. Первоначальными работами в этой области были исследования Е. А. Аркина, С. О. Лозинского, П. Л. Здгоровского, А. С. Залужного и др. В данных работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Р. Л. Кричевскому, Н. С. Жеребовой,Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др.

Лидер – член группы, который содержит в себе необходимые организаторские способности, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятому определению, лидерство – это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры.

В роли лидера спортивной команды, обычно выступает наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Но встречались команды, которые имели в роли лидеров не самых авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Здесь, если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации общих усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти наиболее оптимальный способ управления командой.

На ранних стадиях исследования в спортивных играх изучались отдельные стороны игрового процесса: техника, тактика, физическая подготовленность игроков и т.д. Современные исследования в данной области интегрируют накопленные ранее знания и направлены на изучение целостного игрового процесса и действий в нем как отдельных игроков, так и команд в целом. Команда, как участник игрового процесса, может рассматриваться в двух аспектах:

- с точки зрения социальной психологии, как малая группа с присущими ей особенностями: ограниченной численностью (по разным источникам от 2 до 22 человек), определенной обособленностью и замкнутостью, сплоченностью, наличием общей цели деятельности ее членов и т.д.);

- с точки зрения теории систем как, определенным образом организованная система с наличием составляющих ее элементов - игроков и внутренних связей между ними.

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором факторов, которые отклоняют поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения нужных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как закрытой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает набор качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения нами проведены исследования лидерства в командах АлтГУ по игровым видам спорта. Мы использовали социометрические процедуры (анкетирование) и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. Можно предположить, что процесс лидерства имеет сложную структуру.

В этом процессе выделено, по меньшей мере, две составляющие:

- процедура, как последовательная реализация управляющих воздействий по ходу игрового процесса; эта составляющая названа нами "игровые роли";

-носители, как субъекты лидерских ролей при управлении по ходу игрового процесса - это "потенциальные лидеры".

Таким образом, лидер в группе является носителем определенных лидерских ролей.

Наблюдения показывают, что теория и практика спортивных игр идет по пути выделения в игровом процессе типичных тактических построений и различных их вариантов. Эти типичные варианты наигрываются в тренировочном процессе; при этом, чем больше выделено и наиграно таких вариантов, тем успешнее деятельность команды, тем выше ее квалификация. Следовательно, игровой процесс в определенной степени алгоритмирован, его содержание составляет переход от одного алгоритма к другому. Исследования большинства психологов в проблеме лидерства (Г. К. Ашин, Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский и др.) показывают, что творчество игроков в игровом процессе направлено именно на поиск решения перехода от одного алгоритма к другому. Эти условия формируют две основные тенденции в реализации самоуправления команды:

- команда, как система, приобретает устойчивый характер, все более и более упорядочивается структура ее деятельности. Этропия (эталонное поведение), как мера порядка в деятельности, с квалификацией команды уменьшается. Наряду с этим процессом, происходит централизация управления, число носителей уменьшается, лидеры все более и более приобретают автократический характер;

- каждый игрок на отдельных отрезках игрового процесса и в каждом алгоритме полностью осведомлен о своих действиях и действиях партнеров, т.е. он действует в условиях полной определенности.

В каждом алгоритме, как отдельно взятой ситуации, имеется свой ситуативный лидер, который своими действиями запускает весь механизм действия своих партнеров. Отсюда, в таких условиях возрастает роль именно ситуативного лидера, практически им может быть каждый из игроков команды.

Лидерство в спортивных группах и командах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер, как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.

Список литературы.

  1. Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=16658&ref_dl=1

  2. Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.

  3. Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2011.

  4. Аширов Д.А. Организационное поведение: учеб. пособие / Д.А. Аширов – М.: Проспект, 2006.

Просмотров работы: 1325