К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА

Баймухамбетова И.Н. 1, Васильева В.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Южно - Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» факультет инклюзивного и коррекционного образования.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К. С. Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого – искаженного - варианта нарушения психического развития [5]. К наиболее явным чертам синдрома раннего детского аутизма относят следующие:
  1. Нарушение способности к установлению эмоционального контакта.

  2. Стереотипность в поведении – это может быть выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; а может наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т. д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересах, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках.

  3. Особенности речевого развития (мутизм, эхолалии, аграмматизмы, речевые штампы (шаблонная речь), стереотипные монологи, отсутствие речи от первого лица), которые свидетельствуют о нарушении возможности использовать речь в целях общения.

  4. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может быть непереносимость бытовых шумов, нелюбовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек, непереносимость одежды.

  5. Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития.

  6. Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках).

  7. Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.

Диагностические критерии РДА (F84.0) по МКБ-10.

  1. Аномалии развития выявляются в возрасте до 3 лет. Наблюдаются качественные нарушения социального взаимодействия. Искажение развития появляется как минимум в одной из следующих областей:

  • Рецептивная или экспрессивная речь, её использование в социальных коммуникациях;

  • Развитие избирательных социальных контактов или реципрокных социальных взаимодействий;

  • Функциональные или символические игры.

  1. Качественные нарушения социальных взаимодействий, по меньшей мере, в одной из сфер:

  • Неспособность использовать зрительный контакт, мимику, положения тела, жестикуляцию для регулирования социального взаимодействия;

  • Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, связанное с общими интересами, занятиями, чувствами;

  • Недостаток социально-эмоциональной взаимности (искаженные или девиантные реакции на эмоции других, недостаток поведенческих манипуляций соответственно контексту или неустойчивая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения);

  • Недостаточность спонтанного разделения радости, интересов или деятельности с другими.

  1. Качественное нарушение коммуникации, по крайней мере, в одной из областей:

  • Нарушение развития экспрессивной речи без компенсации с помощью жестов и мимики; Относительная неспособность вступать или поддерживать вербальный контакт с взаимным коммуникативным обменом;

  • Недостаток спонтанных ролевых или социально-имитационных игр;

  1. Ограниченность, построение и стереотипность поведения, деятельности и интересов, по крайней мере, в одной из областей:

  • Всепоглощающая деятельность, связанная со стереотипными и ограниченными интересами, которые по содержанию и основными аспектами отличаются патологической или необычной интенсивностью и ограниченностью;

  • Навязчивая склонность к специфическим нефункциональным действиям и ритуалам;

  • Стереотипные и повторяющиеся манерные движения руками и пальцами, сгибание их или сложные движения телом;

  • Полное погружение в мир предметов или вещей, непредназначенных для игр (таких как запах,

поверхность, шум, вибрация).

Итак, по международной классификации болезней «синдром раннего детского аутизма» проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трёх основных областях: социальном взаимодействии, коммуникативном поведении и мотивационной сфере. У ребёнка наблюдается стереотипный тип поведения, выраженные поведенческие нарушения в форме фобий, немотивированных приступов ярости, агрессии, самоповреждения» [2].

В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс. Достаточно поздно — в три, четыре, а иногда и в пять лет родители узна­ют, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, необу­чаем: ему следует оформить инвалидность [3]. Реакция родителей на поставленный диагноз бывает различной. Чаще всего это подавленность, растерянность перед неконтактностью ребенка, напряженность, тревога. Родители находятся в состоянии стресса, который нередко становится хроническим, это в свою очередь приводит к конфликтности семейных отношений, к взаимным обвинениям и упрекам. Родители детей с синдромом РДА нередко нуждаются в психотерапевтической помощи. В частности, отсутствие у ребенка выраженного стремления к общению, избегание глазного, тактильного и речевого контактов могут вызвать у матери формирование выраженного чувства вины, неуверенности в реализации своей материнской роли [4]. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального откли­ка, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям. [3]. Матери испытывают ограничение личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих де­тей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями [3]. Поскольку мать ребенка с синдромом РДА часто выступает для него в качестве проводника, через которого он взаимодействует с окружающим миром, это приводит к формированию повышенной зависимости ребенка от матери, формируя у нее тревогу относительно того, сможет ли ее ребенок включиться в более широкий социум. [4]. Отцы, как правило, проводят больше времени на работе, хотя на них ложатся обязанности материального обеспечения семьи, которые носят дол­говременный характер. Братья и сестры аутичных детей тоже испытывают опре­деленные трудности, так как родители нередко вынуждены жертвовать их инте­ресами. Они могут чувствовать обделенность вниманием, ощущать, что родители их любят меньше. Иногда они разделяют заботы семьи, а иногда и отстраняются, что дополнительно ранит родителей [3]. Позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают ре­альные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они сты­дятся за ребенка. Воспитание строится на жестко-директивных принципах. Дру­гие родители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и за­тушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях имеет мес­то противоречивость позиций. Многие родители считают главным вербально-интеллектуальное развитие, хотя страдает преимущественно невербальное раз­витие [3]. Семья может стол­кнуться с недоброжелательностью соседей, агрессивной реакцией людей в транс­порте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталос­тью [3]. В нашей стране это во многом связано с отсутствием какой-либо системы ранней помощи детям с аутизмом, с тем, что существующие детские учреждения не готовы к принятию детей с необычным, сложным поведением. Даже если ребенок по своему состоянию может посещать дозировано детский сад или какую-либо обучающую группу детей, необходимы определенные условия, к которым относятся:

  • Малое количество детей в группе;

  • Наличие рядом с ребенком постоянного сопровождающего, который может постоянно комментировать то, что происходит вокруг, постепенно включать малыша во взаимодействие с другими детьми.

При РДА круг общения ребенка ограничен семейным кругом, который в свою очередь может оказывать как положительное, так и негативное влияние. Поэтому важно оказать помощь семье в принятии и понимании проблем ребёнка, в выработке подходов к «домашней коррекции» как к неотъемлемой составляющей общего плана реализации коррекционно-воспитательной программы.

Многие родители чувствуют себя лучше, если получают больше информации о болезни, если их поддерживают в экономическом плане, помогают принять правильное решение. В целом психотерапия здесь не слишком помогает. Больше пользы принесет встреча семьи с человеком, много знающим о таких нарушениях в общем и о данной проблеме в частности. При этом важно «индивидуализиро­вать» помощь, помня о том, что каждая семья уникальна [3]. Все эти обстоятельства говорят о необходимости комплексного сопровождения родителей детей с синдромом РДА.

Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с синдромом раннего детского аутизма, включает в себя:

  1. Психологическую помощь:

а) ребенку с синдромом РДА, которая нацелена на исправление имеющихся у ребенка недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. Эта помощь направлена «на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений [2]». Учитывая сложность дефекта у детей с аутизмом, мы рассматриваем необходимую в данном случае психологическую помощь как сложную систему психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка в социуме, развитие интеллектуальных и речевых функций, которые соответствуют психофизическим возможностям ребенка [2].

б) родителям детей с синдромом РДА, которая включает в себя:

  • помощь в принятии, осознании проблемы;

  • знакомство родителей детей с синдромом РДА друг с другом или с имеющимися в городе социальными службами, родительскими ассоциациями, семейными клубами.

  1. Педагогическая помощь, которая включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. А также рассказывает о современных методиках в специальной педагогике и психологии.

  2. Диагностическая помощь широко используется в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК), где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. Сам процесс диагностики детей с синдромом РДА является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.

  3. Медицинская помощь включает в себя лечение, реабилитацию детей с синдромом РДА, а также психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

В настоящее время нет научно - доказанных сведений об основной причине возникновения синдрома раннего детского аутизма, поэтому не существует какого-либо единого способа лечения этого заболевания в медицине или методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка. Однако, если вовремя оказать качественно-продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов. Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требова­ний. Для этого им предлагаются готовые рецепты поведения [3].

Список использованной литературы

  1.  
    1. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. - Изд. 2-е. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с. – (Особый ребенок).

    2. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

    3. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.

    4. Специальная психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.; под ред. В. И. Лубовского. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

    5. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. - 9-е изд. Стер. – М.: Академия, 2009. – 400 с.

Просмотров работы: 321