Наиболее интенсивно речь ребенка развивается в дошкольный период, когда формирование фонематических процессов проходит основной путь развития. В ясельный период у ребенка формируется необходимая координация органов речи, в старший дошкольный возраст усваивается основной грамматический строй речи, позже добавляются сложные синтаксические конструкции, вводные обороты, непрерывно и интенсивно увеличивается словарный запас ребенка.
Таким образом, формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы акустических признаков звуков, необходимых для их различения. По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. [1]
Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К ним относят:
- фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем (фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие);
- фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков;
- фонематический анализ - мысленный процесс выделение отдельных фонем;
- фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое;
- фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления. Фонематический слух «обслуживает» различение фонем - частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет и среди них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Для того чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации будущих школьников.
Данная проблема широко исследована в теоретических и практических трудах выдающихся зарубежных и отечественных психологов и педагогов прошлого и современности. Исследования Д.Б. Эльконина, А.Р.Лурия, М.Е. Хватцева, В.И. Бельтюкова, Н.Х. Швачкина, Н.И. Жинкина, С.Н. Цейтлин, В.К. Орфинской Д.Н. подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [2].
У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.Е Левина, Н.X. Швачкин, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.
Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей данной категории, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Правдина О.В. отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при ОНР весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением восприятия.
Р.Е. Левина отмечает, что фонематическое недоразвитие детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, а недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.
Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались многие исследователи и ученые, вопрос рациональной и, соответственно, наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.
Таким образом, решение проблемы развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза наряду с формированием полноценных звукопроизносительных навыков является основным направлением работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи.
Библиографический список:
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Касьянова, А.В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Касьянова, Н.Н. Васильева, Е.Б. Головина // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 65-67.
Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107-110.
4