ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Байбульдина В.Д. 1, Пименова И.Б. 2
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
2Юурггпу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь как сложная форма психической деятельности человека, занимает особое положение в системе жизненных функций. [3] Речь не относится к врожденной способности человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Многие функциональные системы, восприимчивы к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования, к этому также можно отнести и речь.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Когда ребенок своевременно и правильно обладает речью, это является важным условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. [2]

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка [1].

Просодическая сторона речи - это неотъемлемая часть речевой деятельности. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Соответственно, в случае нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста могут возникнуть трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого общения, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др. Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Понятие «темпо-ритмическая сторона речи» рассматривалось отечественными исследователями различно.

Например, Л.И. Белякова, которая ввела этот термин представляет этот термин под понятием, как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени [1].

Похожий термин ввел В.И.Селиверстов, который считал, что темп речи - скорость протекания речи во времени, её ускорения или замедления, которая обуславливает степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости [5]

Но И.А. Поварова приводит такое определение, которое несколько отличается от вышеперечисленных, темп речи – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока [1].

Таким образом, можно сказать, что темпо-ритмическая сторона речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. [1]

Развитие темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста происходит по-разному. В норме у детей, речь двигается в заданном тоне, произнесение звуков происходит друг за другом, у ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, дети способны различать разнообразные интонационные структуры, могут продуцировать логические ударения, в этом возрасте уже сформированы навыки определения и интонирования движений мелодии сверху вниз, ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте.

Таким образом, в этом возрасте у ребенка уже сформированы множество навыков: интонационные структуры, логическое ударения, ритм и сила голоса и темп, и тембр голоса.

В настоящее время среди детей дошкольного возраста встречаются дети с заиканием, которые имеют тенденцию к росту. Они часто сочетаются с другими речевыми нарушениями. Сегодня данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом Оно проявляется в нарушении темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности. Заикание, возникает вследствие различных причин, которые взывают перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологически условного рефлекса.

У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Темпо-ритмическое нарушение - это нарушение в плавности речи. Плавность речи связано в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с заиканием снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. [4]

У детей с заиканием есть трудности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Задания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей с минимальными дизартрическими расстройствами недоступно, требуется активная помощь взрослого.

Во многих исследованиях темпо-ритмическая сторона речи детей с заиканием оценивается как эмоционально невыразительная монотонная. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос детей оценивается следующими характеристиками: слабость, немелодичность, глухость, хриплость, монотонность, сдавленность, тусклость, напряженность, прерывистость, назализованность, слабомодулированность.

Следовательно, у старших дошкольников с заиканием обнаруживаются стойкие нарушения компонентов просодической стороны речи: темпа и ритма, плавности, интонационной выразительности, тембра, высоты и силы голоса, мелодики, модуляции голоса, логического ударения.

Таким образом, распространенность нарушений просодических компонентов, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников с заиканием заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость создания условий для развития просодической стороны речи.

Библиографический список:

  1. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 208 с.

  2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М., 2005. – 114 с.

  3. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. [Текст] / И.А. Поварова. СПб.: Союз, 2001. – 287с

  4. Хватцев, М.Е. Заикание – недуг устранимый [Текст] / Хватцев, М.Е. // Логопедия: Методическое наследие. – М. – Кн.2.: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – С. 424-431. – С. М., 2003. – Библиогр.: 431 с.

  5. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селиверстов. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

 

Просмотров работы: 1132