КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РИТМИКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РИТМИКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журомская Т.В. 1, Васильева В.С. 1
1Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, факультет инклюзивного и коррекционного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс развития детей и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития (И.А. Аршавский) [1]

В психомоторном отношении ребенок, нормально развивающийся, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.

Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений на начальных этапах развития являются средством познания мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. С исключением одного из анализаторов порог чувствительности остальных понижается. Например, педагоги, воспитатели, работающие люди с умеренной умственной отсталостью, уделяют много внимания тому, чтобы научить детей целенаправленному, произвольному движению, целенаправленным артикуляционным движениям и т. п.

По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как Н.А. Ветлугина [3], О.П. Радынова, М.Л. Палавандишвили [6], музыка воздействует на человека с первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. С точки зрения ученых, музыкально ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении.

Ритмика способствует гармоническому физическому развитию детей, выразительности движений, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти; знакомит детей с музыкой, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. Она является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Содержание музыкально-ритмических занятий составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности.

Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, ознакомлению с художественными движениями. Игры и танцы, а также другие музыкально-ритмические упражнения, требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, способности вовремя переключиться с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

О коррекционной направленности ритмизированного движения свидетельствуют исследования Сеченова И.М., автора термина «психомоторика». Положительное влияние системы упражнений, в которых движения сочетаются с музыкой и произнесением речевого материала говорится в научно-практических работах Волковой Г.А. [4], Шашкиной Г.Р. [8], Бабушкиной P.Л., Кисляковой О.М. [2].

Благодаря существенному вкладу Волковой Г.А. в 80-х годах ХХ века логопедическая ритмика выделилась как наука. Волкова Г.А. расширила область применения логопедической ритмики, предложив занятия логоритмикой для комплексной коррекции неречевых нарушений и коррекции речевой функциональной системы [4].

Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды [4].

По мнению Волковой Г.А., логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве, развитие ловкости, выносливости, организаторских способностей, координации движений, воспитание и развитие чувства ритма; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и т. д. [4].

Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; развитие фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др. [5, 7].

Логопедическая ритмика включает в себя:

1. ходьбу в разных направлениях; формируют координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

3. упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений

4. речевые упражнения без музыкального сопровождения; Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

5. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; формирует и развивает слуховое внимание.

6. ритмические упражнения; задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

7. пальчиковые игры;

8. пение;

9. упражнения на развитие мелкой моторики

10. упражнения на развитие мимики; направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Таким образом, ритмика является для ребенка одним из самых

привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью ребенком выразить свои эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье.

Список литературы:

  1. Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов //Вопросы философии. - 1986. - № 11. - С. 95-104.

  2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст]/ Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. /Под ред. Г.А. Волковой // СПб: КАРО, 2005. - 176 с.

  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 239 с.

  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] /Волкова Г.А.// М.: ВЛАДОС, 2003 - 272 с.

  5. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. // М.: Просвещение, 1990. — 240 с.

  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.училищ [Текст] / Радынова О.П., Катиняне А.И., Палавандишвили М.Л. – М.: Просвещение: Владос, 1994 – 223с.

  7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Филичева Т.Б.// М.: РИЦ «Альфа» МГПУ им. М.А. Шолохова, 2000. - 350 с.

  8. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Шашкина Г.Р. // М.: Академия, 2005. - 192 с.

Просмотров работы: 663