СОСТОЯНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП.

Кошкина Т.Ф. 1, Васильева В.С. 2
1ФГБОУ ВПО ЮУГГПУ
2университеЮжно-уральский государственный гуманитарно-педагогический т, г.Челябинск, факультет инклюзивного и коррекционного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь — это деятельность. Для того чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи[2] Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Необходимо также, чтобы речедвижения соотносились с соответствующими слуховыми ощущениями. Как и всякая деятельность, речь побуждается мотивом, потребностью в общении. Если по каким-либо причинам эта потребность отсутствует, речь задерживается в своем развитии. Малоподвижный образ жизни детей с церебральным параличом и ограниченный характер их контактов.[2]

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%.[4]

К детям, имеющим различные серьезные заболевания, нужен особый подход, учитывающий особенности ребенка и его болезни.[1] Поэтому изучение болезней такого рода и последствий, которые они несут для ребенка, имеет немалое значение. В моей работе мы поговорим о том, что такое детский церебральный паралич и в каком состоянии находится речь детей старшего дошкольного возраста, имеющих такое заболевание.

Прежде всего, хотелось бы обозначить некоторые теоретические аспекты двигательных нарушений. Нарушения такого рода являются последствиями центрального или периферического повреждения нервной системы. Полная обездвиженность, как следствие повреждение нервной системы, носит название «паралич», частичная обездвиженность, ограничение объема движений – «парез». Кроме органических параличей (парезов) бывают и неорганические (функциональные) параличи при истерии (неврозы). В отдельных случаях в основе двигательной недостаточности лежит заболевание нервно-мышечной системы, например, миопатия и миостения, имеющие генетический характер возникновения. В нашем случае речь идет об органическом повреждении нервной системы, характеризующимся частичной обездвиженностью (парезом). ДЦП представляет собой достаточно тяжелое заболевание нервной системы. Возникает оно как результат недоразвития мозга или его повреждения в раннем онтогенезе. Кроме расстройства двигательной функции, ДЦП приводит к нарушениям у ребенка зрения, слуха (20-25%) и речи (90%). Кроме того нарушаются и психические функции, что выражается в задержке психического развития у детей (50%), а так же в развитии и них умственной отсталости (20-25%). Но ДЦП - это не то заболевание, которое невозможно вылечить и на которое невозможно повлиять. При наличии правильного лечения, регулярной реабилитации и коррекционно-педагогической работе, состояние ребенка с ДЦП значительно улучшаются.[3] Нередко люди, имеющие ДЦП, ведут полноценный образ жизни.

Важно отметить, что у дошкольников с детским церебральным параличом отмечается своеобразие речевого развития.

При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько «поломка» уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие[7] .

Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом обусловлены недостаточностью их практического опыта и социальных контактов.

Чаще всего, у дошкольников с ДЦП проявляются в лексических, грамматических и фонетико-фонематических нарушениях, которые представлены в виде общего недоразвития речи (ОНР) у детей с дизартрией, реже - с алалией. То как проходит развитие речи у ребенка с ДЦП зависит от его умственного развития, от состояния его интеллекта.[6]

В целом детям с ДЦП свойственны специфические трудности, возникающие в процессе усвоения ими лексической системы языка. У них наблюдается количественное ограничение словарного запаса, его формирование в целом замедленно, что связано с неточностью, бессистемностью знаний и представлений об окружающем мире. Грамматические категории формируются трудно и медленно. Детям трудно строить предложения, согласовать слова между собой в предложениях в роде, числе и падеже. Присутствуют пропуски и повторы слов, нарушение порядка слов, а также неточное употребление предлогов.[4]

Старший дошкольный возраст у детей с ДЦП является периодом детского словотворчества, который затягивается, как правило, до 7-8 лет, ведь в отличие от здоровых детей у них развитие речи начинается позднее. Дети старшего дошкольного возраста с ДЦП в основном используют в речи существительные и глаголы, для них характерно производить замену слова описанием ситуации или действия, с которыми это слово связано. Кроме того дошкольникам трудно подобрать слова-антонимы и особенно слова-синонимы. Что касается прилагательных, то дети с ДЦП чаще всего используют качественные прилагательные, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки. Для старших дошкольников характерно нарушение звукопроизносительной стороны, у них присутствует низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, они испытывают трудности в дифференциации звуков и в овладении звукобуквенным анализом. Кроме того у детей с ДЦП наличествует своеобразие связной речи. Они неосознанно и непроизвольно строят фразы, не могут развернутого ответа на вопрос, в их ответах часто основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Это объясняется недостаточно сформированной регулирующей и планирующей функции речи.[3]

Логопедическая работа, направленная на развитие речи у детей с ДЦП, строится с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка. Учитывается общее соматическое и неврологическое состояние. В ранний период логопедическая работа является составной частью общей комплексной коррекции и реабилитации детей с церебральными параличами.[5]

Список используемой литературы:

1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.

2.Глушкова С.В. Патология речи у детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/07/patologiya-rechi-u-detey-s-detskim-tserebralnym-paralichom.

3.Дейнеко В.В., Крысюк О.Б. Актуальные вопросы лечения больных детским церебральным параличом // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2015. - № 2, т. 10.- С. 466-468;

4. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997.

5. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995.

7. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.

Просмотров работы: 560