АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. МАГАДАН) В 2009-2016 ГГ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (Г. МАГАДАН) В 2009-2016 ГГ.

Банникова Е.Е. 1
1Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Археологическая практика – одна из обязательных дисциплин исторической специальности высшего профессионального образования. Ее проведение подразумевает изучение региональных вопросов истории, овладение студентами навыками полевых работ археолога, усвоение основ различных полевых исследований. Сначала студенты знакомятся с теоретическими основами археологической науки, с уже известными данными по археологии нашей страны и мира. Затем, обычно после первого курса, студенты выезжают в археологические экспедиции, где под руководством специалистов работают на раскопках различных памятников1.

Так сложилось, что археологическая практика в высших учебных заведениях является не просто рядовой дисциплиной – это настоящие полноценные исследования, итогом которых становится открытие новых страниц древней истории. Студенты-практиканты работают в сложных полевых условиях, оставляя свой след в науке. Для ряда студентов первая практика определяет выбор их будущей профессии. Во многих вузах нашей страны история практики непосредственно связана с историей самого вуза. Поэтому обращение к сбору, анализу материалов об археологической практике необходимо.

В Северо-Восточном государственном университете (СВГУ) археологическая практика проводится с 1961 года2. За это время с помощью студентов было исследовано большое количество археологических памятников. Некоторые из бывших студентов-практикантов стали ведущими специалистами в археологии Севера Дальнего Востока России (СДВР), докторами и кандидатами наук.

История полевой археологической практики нарстудентов СВГУ в 1961-2008 гг. подробно изучалась в дипломной работе Е.В. Черноусовой (год выпуска – 2009), материалы которой частично опубликованы3. Информация о практике студентов за 1961-2008 гг. имеется в газетных статьях4, опубликована на сайте СВГУ5, имеется в Бюллетенях археологической практики6. Отмечалось, что за эти годы студентами Северо-Восточного государственного университета пройдены сотни километров по всему Дальнему Востоку России. Исследовались археологические объекты на Чукотке, Камчатке, в Магаданской области, в Приморье и др.

Актуально продолжить систематизацию и анализ археологической практики студентами СВГУ в последующий период – с 2009 по 2016 гг. Источниками для анализа послужили нормативные документы и документы из текущего архива кафедры всеобщей истории и истории России СВГУ, а также Государственный образовательный стандарт высшего образования.

Другими важными источниками для реконструкции истории археологической практики являются данные архива СВГУ, где хранятся приказы на практику студентов. В документах имеются сведения о количестве студентов-практикантов, их фамилии, имена руководителей, места и сроки прохождения практики. Кроме этого, использовались отчеты руководителя практики, полевые отчеты исследователей, где указывается количество и фамилии участников (в том числе и студентов-практикантов), результаты исследований.

Проанализировав источники и опубликованную литературу об археологической практике студентов СВГУ за 2009-2016 гг., мы пришли к следующим выводам:

1. За исследуемый период базой практик были – Северо-Восточный государственный университет (весь период) с полевыми выездами на п-ов Камчатку (2009-2011 гг.) и п-ов Старицкого (2009-2016 гг.), а также ФГБУН Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург) (2016 г.).

На Камчатке продолжались исследования многослойной стоянки Ушки-5, проводились разведывательные работы на севере Усть-Камчатского района, где студенты в составе международной экспедиции учились новейшим методам полевых изысканий. Помимо археологических раскопок, студенты имели возможность знакомиться с культурой и бытом народов Камчатки – для них организовывались экскурсии в музеи г. Петропавловска-Камчатского, п. Эссо, национальные стойбища.

На п-ове Старицкого студенты знакомились с особенностями ландшафта региона, выезжали на природный объект «Магаданские мегалиты».

В 2016 году в составе российско-немецкой экспедиции на базе Института истории и археологии Уральского отделения РАН студенты группы И-51 Андрей Козлов, Ричард Довгань и Кирилл Корнелюк принимали участие в исследованиях могильника бронзового века в окрестностях с. Неплюевка (Южное Зауралье, Карталинский район Челябинской области). Полевые работы проводились по гранту Российского научного фонда «Образ жизни населения Южного Зауралья в диахронной перспективе: от оседлых форм к подвижности». Работы велись новейшими методами исследования: магнитосьемки, электросъемки и др. В результате раскопок были обнаружены могильные плиты, останки умерших, в том числе и детей, керамическая посуда, с остатками погребальной трапезы. Археологи выяснили, что в этом кургане были похоронены люди, жившие в поселении Каменный Амбар, расположенном в 20 км от него. Находки принадлежат срубно-алакульской культуре (поздняя версия Андроновской культуры). Для наших студентов была проведена экскурсия на всемирно известный археологический памятник – Аркаим.

2. Всего за исследуемый период практику прошло 110 человек, из них непосредственно в полевых условиях работали 30 студентов, причем, некоторые из студентов проходили практику дважды (по желанию).

3. В полевых условиях студенты-практиканты получали навыки по поиску и фиксации археологических объектов, организации полевого лагеря, разработке режима дня, организации жизни коллектива на началах самообслуживания.

4. По итогам практик студенты готовили рефераты по темам исследования, например: «Археологические памятники долины реки Камчатка (п-ов Камчатка)», «Археологические объекты Северо-Западного Берингоморья (Восточная Чукотка)», «Археологические объекты Западной Чукотки» и др. Темы их исследования непосредственно связаны с научно-исследовательской работой кафедры всеобщей истории и истории России СВГУ, в рамках которой идет сбор и анализ данных для базы АрГИС.

5. Закономерно, студенты, прошедшие практику в полевых условиях, традиционно выступают на различного уровня конференциях с докладами в городах Сибири и Дальнего Востока (РАЭСК), России.

6. В последние годы наметился ряд проблем по организации археологической практики в университетах в целом и в СВГУ в частности. Так, количество времени, планируемое на практику, существенно снизилось – с четырех недель до двух. Финансирование, выделяемое на практику – недостаточно, хотя ежегодно отделом практик необходимые суммы на полевые практики закладываются в смету университета.

В заключении необходимо отметить, что археологические экспедиции с участием студентов в рамках их обязательной археологической практики, являются частью истории. Знание материалов о том как, в каких условиях проводились экспедиции с участием студентов, кто руководил студентами, какие результаты были получены, какие традиции закладывались в экспедициях, является дополнительным воспитательным импульсом для студентов. И материалы о практике необходимо собирать и сохранять.

Библиография

1.Археологическая практика студентов-историков социально-гуманитарного факультета. Электронный ресурс [URL] - http://www.svgu.ru/index.php?mode=news&nid=776. (дата обращения – 15.01.2017).

2. Археологическая экспедиция СВГУ на Камчатке. – Электронный ресурс [URL] - http://www.svgu.ru/index.php?mode=news&nid=781. (дата обращения – 15.01.2017).

3. Мир М. Ходили на разведку студенты // Магаданская правда в пятницу. – 1999, 13 августа. – С. 8.

4. Понкратова И. Ю., Орехов А. А. Археологическая практика: Методические рекомендации. 2-е изд., доп. Магадан: СВГУ, 2007.

5. Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Бюллетень археологической практики студентов СВГУ. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2009. – вып.1.

6. Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Бюллетень археологической практики студентов СВГУ. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2010. – вып.2.

7. Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Первая археологическая практика студентов Магаданского государственного педагогического института (1961 год). // Вестник Северо-восточного государственного университета. – 12: спецвыпуск. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2010. – С.172-174.

1Понкратова И. Ю., Орехов А. А. Археологическая практика: Методические рекомендации. 2-е изд., доп. – Магадан: СВГУ, 2007. – С. 4.

2Магаданский государственный педагогический институт (СВГУ) был основан в 1960 году на базе Магаданского педагогического училища.

3Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Первая археологическая практика студентов Магаданского государственного педагогического института (1961 год). // Вестник Северо-восточного государственного университета. – 12: спецвыпуск. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2010. – С.172-174.

4Мир М. Ходили на разведку студенты // Магаданская правда в пятницу, 1999. – 13 августа. – С. 8.

5Археологическая практика студентов-историков социально-гуманитарного факультета. Электронный ресурс [URL] – http://www.svgu.ru/index.php?mode=news&nid=776 (дата обращения – 15.01.2017); Археологическая экспедиция СВГУ на Камчатке. Электронный ресурс [URL] – http://www.svgu.ru/index.php?mode=news&nid=781 (дата обращения 15.01.2017).

6Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Бюллетень археологической практики студентов СВГУ. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2009. – вып.1; Понкратова И.Ю., Черноусова Е.В. Бюллетень археологической практики студентов СВГУ. – Магадан: Изд-во СВГУ, 2010. – вып.2.

Просмотров работы: 477