СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Валюх А.Н. 1, Фролова М.Е. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В XXI веке к образованию предъявляют все новые и новые требования. Страна давно встала из руин 90-х годов, и теперь стремиться воспитать молодое поколение в несколько другом ключе. Теперь основная задача, как школы, так и ВУЗа не дать готовую информацию, а научить обучающегося находить ее самостоятельно. Зачем это нужно? Чтобы воспитать гармоничную, цельную, самостоятельную личность. Да, именно самостоятельную. Без самостоятельности человек не может получить качественное образование. Отсюда вытекает актуальность вопроса о студенческом самоуправлении.

Целью нашего исследования стало изучение истории возникновения и развития студенческого самоуправления в России и сравнительный анализ форм, методов и средств его организации.

Сам термин «студенческое самоуправление» (кстати, теперь все чаще используют аббревиатуру «ССУ») означает не что иное, как самостоятельную общественную деятельность студентов по реализации функций управления вузом, которая определяется ими и осуществляется в соответствии с целями и задачами, стоящими перед студенческими коллективами. [3] То есть студенты получают доступ к управлению своим учебным заведением. Да, ССУ – общественная деятельность, но от этой деятельности напрямую зависит образовательный процесс.

Вполне логично, что ССУ не могло образоваться без студенчества, а оно формально появилось в России в1687 году, когда по инициативе Симеона Полоцкого была организована Славяно-Греко-Латинская Академия – первое высшее учебное заведение в России. Однако в то время понятия о ССУ попросту не было, так как Академия выполняла серьезные государственные функции цензуры и контроля. Никакой вольности студенты не могли себе позволить.

Настоящее студенческое самоуправление зародится в стенах МГУ, который был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1755 году. Здесь студенты (правда, часто по инициативе преподавателей) создавали научно-просветительские и творческие общества, пытались каким-то образом организовать клубы по интересам. Эти организации поддерживались администрацией и носили легальный характер.

В начале XIX века появляются и другие ВУЗы, а в них рождается новая, не официальная форма самоуправления – корпорация. Корпорации занимались регламентаций студенческой жизни, брали под контроль студенческие инициативы.

Еще одним органом ССУ стал т.н. конвент. Представители корпорации вместе с профессорско-преподавательским коллективом обсуждали вопросы успеваемости студентов. «Студенческий суд чести» также можно отнести к органам ССУ той эпохи.

Среди студенческих объединений вскоре стали появляться организации политического толка, из-за чего студенческое самоуправление оказалось по сути под запретом. Но это не означало, что оно перестало существовать. Студенты все равно объединялись в группы. Особенно интересны для рассмотрения землячества. Студенты этих корпоративных групп создавали кассы взаимопомощи, вместе собирали небольшие библиотеки, помогая друг другу приобретать нужные книги.

В 80-х годах XIX века произошла легитимация студенческого самоуправления, а в начале XX века ССУ достигло в России своего апогея. Появляются органы хозяйственного ССУ, напоминающие современные профсоюзы, традиции наставничества и институт старост, печатаются студенческие газеты, действует студенческая милиция и многое другое.

После Октябрьской революции ССУ разрушилось и восстановилось лишь с середины 30-х годов, но оно уже напрямую подчинялось ВЛКСМ. Конечно, студенты в это время должны были следовать государственной идеологии, однако они получали большую пользу от различных творческих клубов, туристических слетов, отрядов разной направленности, КВН.

В 1991 году единственной формой самоуправления у студентов остался профсоюз. [1] В 1993 году появился на свет Российский союз молодежи, который считается приемником ВЛКСМ. В настоящее время это очень сильная и престижная молодежная организация.

В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает для защиты прав студентов организацию в учебных заведениях Советов обучающихся и профессиональных союзов. 2 Да и в целом, государство серьезно подходит к вопросу о ССУ. На сегодняшний день студенческое самоуправление превратилось в реальную силу, инициативную и мобильную, которая готова сотрудничать с органами власти, чтобы сделать жизнь студента лучше.

Как со временем изменились формы, методы и средства деятельности ССУ? Если говорить об организационной форме, то в советский период функции представительства студенческой молодежи выполняли комсомольская и профсоюзная организации институтов. В XXI веке спектр расширился. В Российской Федерации в настоящее время выработаны 4 формы студенческого самоуправления:

  1. Общественное объединение студентов данного образовательного учреждения;

  2. Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора (директора) или договором);

  3. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности;

  4. Отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением). 3

Проведем сравнительный анализ методов работы и используемых средств воспитания самой массовой организации советского периода ВЛКСМ и общественного объединения студентов вуза. Некоторые размышления на эту тему оформлены в таблице 1.

Мы видим, что за последние десятилетия деятельность студенческого самоуправления немного изменилась. Теперь студенты освобождены от жесткой идеологии, имеют реальную свободу от всестороннего контроля государства. Членство в органах ССУ добровольно, что позволяет отсеивать людей незаинтересованных в улучшении жизни студентов. Многое в работе современных органов ССУ схоже с Комсомольской организацией. Но свои коррективы вносит технический прогресс (повышение значения СМИ, социальных сетей), а также капиталистическое общество и ориентация на Западную культуру. Так, например, песни под гитару у костра мы часто заменяем упражнениями на тренинге общения.

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета студенческое самоуправление представлено разнообразными студенческими объединениями по интересам, объединенных в объединенный совет обучающихся МОСТ и первичной профсоюзной организацией студентов и аспирантов, которые работают в тесном взаимодействии, опираясь на традиционные формы и методы работы со студентами, и внедряя инновационные подходы реализации молодежной политики российского государства. 4

Нынешнее высшее образование не может сводиться лишь к занятиям и получению знаний. Современное общество нуждается в активных, инициативных, смелых, умеющих ставить перед собой цели и добиваться их кадрах. Поэтому роль студенческого самоуправления невозможно переоценить.

Таблица 1.

Сравнительный анализ работы ВЛКСМ и ОСО

Направления деятельности

Методы

Средства

Методы

Средства

ВЛКСМ

Объединенный совет обучающихся

Патриотическое воспитание

Пропаганда, убеждение (в т.ч. через книги, песни, фильмы), метод приучения (участие в конкретных мероприятиях), метод поощрения/наказания (вступление/исключение из Комсомола)

Государственная идеология, книги, песни, фильмы, личный пример, биографии выдающихся личностей, концерты, стенгазеты, патриотические акции и др.

Пропаганда, убеждение (в т.ч. через книги, песни, фильмы), метод приучения (участие в конкретных мероприятиях)

Книги, песни, фильмы, личный пример, публикации в социальных сетях, патриотические акции и др.

Трудовое воспитание

Агитация, поощрение (зарплата)

Формирование идеи «светлого будущего», участие в ударных стройках, работа на целине, в колхозах и др.

Студенческие отряды (строительные, педагогические, волонтерские и т.п.)

Помощь студентам в трудоустройстве

Ярмарки профессий, клубы выпускников, собеседования и др.

Нравственное воспитание

Контроль над нравственным обликом членов ВЛКСМ

Комсомольские собрания

Пропаганда нравственного поведения, метод приучения через участие в концертах, акциях.

Фильмы, стенгазеты, публикации в социальных сетях, концерты, встречи и беседы, круглые столы, конференции.

Физическое воспитание

Пропаганда ЗОЖ

Комплекс ГТО, спортивные праздники, соревнования и др.

Пропаганда ЗОЖ

Комплекс ГТО, спортивные праздники, соревнования и др. СМИ.

Волонтерская деятельность

Методы приучения (участие в добровольческих акциях)

Организация концертов, субботников. Помощь ветеранам, пожилым людям, шефство над детскими учреждениями и др.

Пропаганда, метод приучения (участие в добровольческих акциях)

Организация концертов, субботников. Помощь ветеранам, пожилым людям, шефство над детскими учреждениями и др.

Досуг и отдых

Коллективное времяпрепровождение

Слеты, турпоходы, совместные праздники.

Тимбилдинг с получением новых знаний по деятельности ССУ

Форумы, слеты, лагеря, выездные учебы, тренинги, корпоративные праздники

Качество образования, качество материально-технических и бытовых условий

Практически не представлено, за исключением пропаганды получения образования. Комсомолец обязан быть образцом и в труде, и в учебе. Материально-техническая и бытовая сторона жизни студента по большей части была под контролем государства.

Метод контроля, оценки, внедрения инициатив

Анкетирование, оценочные таблицы, наличие приемных либо «книги жалоб и предложений».

Список использованной литературы

  1. Д. Каменев, С. Романович «История становления и развития студенческого самоуправления в России»// Витоки педагогічної майстерності, 2013 год, № 11, стр. 161 – 166.

  2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

  3. Википедия. [Электрон. ресурс] ‑ Режим доступа: wikipedia.org.

  4. Фролова М.Е., Кузнецова М.П. Студенческое самоуправление как эффективный механизм реализации государственной молодежной политики. - Научный поиск. 2014. № 2.4. С. 57-60.

Просмотров работы: 454