Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет несколько направлений или линий развития ребенка дошкольного возраста. Содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» должно быть направлено на формирование представлений детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов.
В одной из статей академик Д.С.Лихачёв указывал на то, что воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Поставив перед собой вопрос о том, как воспитать эту любовь, он утверждал, что она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В своем исследовании целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем мы рассматриваем как составную часть формирования у него чувства патриотизма.
Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры своего государства. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для приобретения представлений о своем крае, своей малой родине. Именно в этот промежуток жизни ребенка у него формируется интерес, потребность в знаниях, которые соответствуют его природным и индивидуальным задаткам.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования предусматривается обновление не только содержания образования, но и изменение подходов к организационным формам образовательного процесса, поиск инновационных методов и технологий обучения и воспитания дошкольников.
Мы предположили, что одним из эффективных средств патриотического воспитания может стать проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. По мнению ряда авторов, использование этого средства позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
С целью формирования представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста, используя проектную деятельность, перед нами стоит задача изучить уровень знаний и представлений о малой родине (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, культура и традиции нашего края, флора и фауна). Нами запланировано проведение педагогического эксперимента, в ходе которого будут выявлены имеющиеся трудности в формировании представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста, разработаны и апробированы этапы проектной деятельности и доказана её эффективность.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.